Какие датчики пожарной сигнализации устанавливают в гаражах?

Пожарная сигнализация в гараже помогает не только снизить, но и предотвратить... Пожарная сигнализация в гараже может бездействовать десятилетиями, но...

Какие датчики пожарной сигнализации устанавливают в гаражах?

Пожарная сигнализация в гараже — предотвращение опасности возгорания

Пожарная сигнализация в гараже

Практически у каждого владельца машины есть гараж. Это сооружение занимает определенную нишу в его образе жизни. Кроме основной задачи — хранения автомобиля и запчастей, гараж используется в качестве склада для различных вещей и продуктов, места проведения пикников и дружеских посиделок. Получается так, что в этом помещении сосредоточено множество ценного имущества, стоимость которого может превышать цену городской квартиры. Учитывая то, что в гаражах хранится множество легковоспламеняющихся веществ и есть электричество, всегда присутствует риск возгорания. Кроме этого, огонь может перекинуться на соседние постройки. От этого счет за причиненный ущерб может достичь астрономической суммы. Опасность можно не только снизить, но и предотвратить, если установить пожарную сигнализацию в гараже.

Назначение гаражной сигнализации

Если на многих закрытых автостоянках устанавливается охранная сигнализация, то о пожарной их владельцы думают в последнюю очередь. И совершенно зря. Злоумышленник может украсть часть ценностей и угнать максимум одну машину. Огонь способен не только уничтожить все имущество внутри, но и испортить все коммуникации и сам гараж.

На заметку: Установка пожарной сигнализации в гараже, при довольно небольшой стоимости оборудования и монтажа, способна принести много пользы.

Так, с помощью использования различных устройств, можно обеспечить следующее:

  1. Выявление пожара на различной стадии. Гараж можно оборудовать различными датчиками, работающими по разным принципам.
  2. Передачу сигнала о пожаре владельцу машины. Это можно сделать по проводному шлейфу или через интернет.
  3. Отправку информации о возгорании на пульт пожарной охраны. Это довольно удобно, так как сокращается время прибытия пожарной команды на объект.
  4. Подача внешнего светового и звукового сигнала при срабатывании пожарных датчиков. Увидев и услышав такой сигнал, сосед и любой прохожий может позвонить в МЧС.
  5. Включение системы пожаротушения. Гараж, в котором стоит несколько очень дорогих машин, целесообразно оборудовать подобными устройствами. Такие системы стоят в тысячи раз дешевле, чем имущество, которое они защищают, но польза от них неоценима.

Учитывая то, что по своему размеру и наличию коммуникаций, гаражи бывают разными, то и сигнализация в них может применяться различного типа.

Устройство и принцип действия

Если владелец автомобиля решил, что его имущество нуждается в комплексной защите, как от кражи, так и от огня, то он должен выбрать себе действительно надежную систему пожарной сигнализации.

Установить ее можно в гаражах такого типа:

  • сборные металлические;
  • капитальные кирпичные или из газобетона;
  • подземного типа.

Для оборудования хранилища для транспортных средств (одного или нескольких) понадобятся такие приборы и оборудование:

  1. Датчики (извещатели) различного типа.
  2. Приборы для обработки сигналов от датчиков.
  3. Управляющее системой устройство. В зависимости от количества контрольных приборов, это может быть информационное табло или персональный компьютер.
  4. Коммуникационные кабели и радиопередатчики с антеннами. Для прокладки шлейфа от приборов контроля используется только негорючий кабель. Передатчики входят в комплект GSM систем, работающих по принципу сотовой связи.
  5. Приборы оповещения. Это могут быть сирены, ревуны, пульсирующие фонари или прожекторы.
  6. Системы пожаротушения. Это оборудование может быть автоматическим или запускаться вручную.

Далее будет кратко описаны особенности основных устройств.

Датчики и извещатели

Для оборудования объектов требуется количество контрольных приборов, прямо пропорциональное площади помещения. Как правило, для помещения, в котором хранится одно транспортное средство, достаточно одного комплекта извещателей разного типа. Почему не одного, а именно несколько разных?

Ответ лежит в принципе работы различных датчиков.

Контрольные приборы бывают следующего типа:

  1. Дымовые извещатели. Выдают сигнал тревоги при изменении степени прозрачности воздуха (появлении дыма). Учитывая специфику помещения (сильная загазованность и обилие пыли), эти приборы быстро загрязняются и выдают ложные сигналы. С целью поддержания постоянной работоспособности требуют регулярной очистки.
  2. Тепловые датчики. Срабатывают при температуре воздуха выше +60°С. Как правило, к этому времени пожар разгорелся основательно и спасать уже нечего. Единственно, что удастся — предотвратить дальнейшее распространение огня.
  3. Извещатели пламени. Эти приборы оборудованы индикаторами ультрафиолетового излучения, настроенными на диапазон, которым характеризуется пламя от горения различных органических и синтетических веществ. Сигнал тревоги они выдают уже через 0,5 сек после возгорания. Не реагируют на свет от осветительных приборов и солнечное излучение. Могут не сработать в условиях сильного задымления.
  4. Углекислотные датчики. Реагируют на превышение в воздухе допустимой нормы углекислого газа. В закрытых автостоянках это содержание может быть превышено из-за выхлопных газов, тлеющей ветоши или поломки обогревательных приборов. Такие извещатели спасут не столько машину, сколько ее владельца.

Устанавливать датчики можно на любой стационарной поверхности — стенах, потолках, заборах и ограждениях, колоннах и балках. Расстояние между приборами зависит от их дальности действия, которая указана в инструкциях по применению.

Управляющие устройства

Управляющие устройства представляют собой сложные компьютеризированные системы, выполняющие широкий спектр задач.

Их задачей является:

  • поддержание в цепи необходимого напряжения питания;
  • посылка на контрольные приборы установленных команд;
  • получение информации с извещателей;
  • обработка сигналов;
  • преобразование данных в доступную и понятную для пользователя информацию;
  • подача команд на включение различных систем защиты и оповещения — пожаротушения, блокирования дверей, световых и звуковых сигналов;
  • контроль состояния системы.

В зависимости от типа и модели, управляющие устройства могут контролировать от 10 до 127 терминалов. Кроме этого, наиболее современные модели могут выполнять охранные функции и задачи видеоконтроля.

Системы пожаротушения

Контрольные приборы могут обнаружить возгорание, передать его на контрольный пункт, а система управления доложить об этом владельцу гаража. Но, это будет лишь констатация того факта, что машины фактически больше нет и предстоят очень серьезные расходы. Прежде, чем прибудет пожарный расчет, от верного четырехколесного друга останется только груда обуглившегося металла.

Потери имущества можно избежать, если установить автоматическую систему пожаротушения. Данные устройства предназначаются для реагирования на возгорание и тушение возникшего пожара. Они могут бездействовать десятилетиями, но один раз сработав, спасут сотни тысяч, а то, и миллионы рублей. Машина (или несколько машин) и помещение для их хранения стоят очень дорого.

Автоматические системы пожаротушения бывают такого типа:

  1. Водяные установки. Оборудование такого типа можно использовать, как в гаражах, оборудованных центральным водопроводом, так и отдельно стоящих. Использоваться водяные системы можно только при плюсовой температуре воздуха. Действовать они могут локально, в районе возгорания или по всей площади гаража. Оросители могут начинать работу при получении сигнала от датчика или при повышении температуры. В последнем случае открывается тепловой замок.
  2. Газовые установки. Принцип действия установок подобного типа заключается в вытеснении кислорода более тяжелым негорючим газом, после чего горение прекращается. В качестве емкостей используются баллоны высокого давления. Заправляются они углекислым газом или хладоном. Преимущество данных установок заключается в отсутствии последствий их применения. Во время подачи газа не заливается имущество, не повреждается, находящееся под напряжением электрооборудование. Все что нужно после локализации пожара — проветрить помещение.
  3. Порошковые установки. Подавление огня достигается на очаг возгорания мелкого порошка, герметично покрывающим всю поверхность гаража. Порошок экологически безопасен и не портит имущество в помещении.

Надежная пожарная сигнализация в гараже является основой безопасности и сохранности автомобиля.

Видео про пожарную сигнализацию

Норма П.Б.

ОБСУЖДЕНИЕ И РАЗЪЯСНЕНИЕ НОРМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

противопожарная автоматика гаража, стоянки автомобилей

противопожарная автоматика гаража, стоянки автомобилей

Доброго времени суток всем постоянным Читателям нашего сайта и коллегам по цеху! Сегодня я постараюсь прояснить вопрос, который часто задают в письмах и на мой адрес и на адрес администрации сайта – противопожарная автоматика гаража, стоянки автомобилей, надо пожаротушение или сигнализацию монтировать?

Вообще, конечно, виноваты достаточно частые изменения в нормативных документах (особенно за последние 3-4 года) – не успеют люди привыкнуть к одним правилам, как норматив меняется, вплоть до изменения концепции определения статуса опасности объекта. Так было и с противопожарной защитой пространства над подвесным потолком (ранее менее 40 см. – не нужно сигнализацию, а более 40 см. – нужно сигнализацию) – сейчас критерием является наличие и количество горючей нагрузки запотолочного пространства. Есть еще масса подобных примеров.

Та же самая песня происходит и с защитой гаража – какая должна быть противопожарная автоматика гаража – пожаротушение или достаточно сигнализации? Раньше, по НПБ, до 2009 года, подход был простым – если менее двух автомобилей в гараже, то достаточно сигнализации в гараже, а если более двух автомобилей, то надо делать пожаротушение. Все просто, все привыкли к этому, хорошо знали это – и проектировщики и собственники зданий. Последние, в особенности, так как твердо и уверенно сообщали инспектору ГПН, находясь в огромном гараже, площадью этак за 300 квадратных метров, – «Да, у нас здесь хранится всего один автомобиль!» и смотрели в глаза инспектору честным, лучезарным взглядом, который просто не может врать. Что же происходит сейчас? Для того чтобы определить, какая именно противопожарная автоматика гаража должна быть смонтирована, открываем, как обычно СП5.13130-2009, приложение «А» и читаем в таблице А1, п. 4:

4 Здания и сооружения для автомобилей:

4.1 Для хранения – – – – По ГОСТ Р ≪Стоянки автомобилей. Требования

пожарной безопасности≫

4.2 Для технического обслуживания и ремонта – – – По [20]

Все вроде понятно, садимся за компьютер, открываем интернет и начинаем искать указанный ГОСТ …… и ничего, нет такого в списках. Что делать? Остается только написать вопрос на каком ни будь нормативном сайте, что люди и делают.

Что на такой вопрос ответим мы – мы для начала, разъясним п.4.2, который лаконично отправляет смотреть правила защиты помещений для технического обслуживания и ремонта – «По (20)». «По 20» – это значит, что надо прочитать раздел «Библиография» в самом конце документа СП5.13130-2009 – там написано – (20) ВСН 01-89 – Предприятия по обслуживанию автомобилей. Все, УРА, первый квест разгадан успешно. Теперь, квест №2 – ГОСТ Р «Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности», документ на который ссылается нормативный документ СП5.13130-2009 – не существует в природе. Вместо этого существует СП113.13330-2012. “Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99», на который СП5.13130-2009 не ссылается, по причине несоответствия годов выхода документов в свет. Кто родился в России или долго в России прожил, обычно не удивляются подобным «казусам» в нормативных документах и воспринимают все это дело, как должное. Скачать упомянутый СП113.1330-2012 Вы можете у нас на сайте, бесплатно, без всяких СМС и прочей лабуды, просто пройдя по следующей ссылке –

Читайте также  Типы датчиков пожарной сигнализации

Учтите, что документ распространяет действие на проектирование зданий, сооружений, площадок и помещений для стоянки (хранения) автомобилей и других мототранспортных средств. В данном документе рассматриваются гаражи-стоянки легковых автомобилей и микроавтобусов. Указанный свод правил не распространяется на гаражи, предназначенные для ремонта и технического обслуживания автомобилей, а также на стоянки автомобилей, использующихся для перевозки взрывчатых, ядовитых, инфицирующих и радиоактивных веществ.

В приведенном СП есть множество указаний к объемо-планировочным решениям, наличии общеобменной вентиляции, систем дымоудаления и прочее. Необходимость перечисленных систем зависит от конструкции, размеров, местоположения гаража – надземный, подземный, пристроненный, встроенный в какое либо здание и прочие тонкости. Ваш конкретный случай выбирайте, читая положения СП113. Мы же ответим на самый простой вопрос – есть гараж надземный, закрытого типа, отдельностоящий на 1-4 машиноместа – какая противопожарная автоматика гаража соответствует нормам? Отвечаем.

  1. Согласно п. 6.3.4 СП113.1330-2012, В автостоянках закрытого типа следует предусматривать установку приборов для измерения концентрации СО и соответствующих сигнальных приборов по контролю СО в помещении с круглосуточным дежурством персонала. Проще говоря, газоанализаторы на угарный газ должны быть, а это тоже есть противопожарная автоматика гаража , а не только пожаротушение или сигнализация;
  2. Согласно п. 6.3.3 СП113.1330-2012, В автостоянках закрытого типа в помещениях для хранения автомобилей следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию для разбавления и удаления вредных газовыделений по расчету ассимиляции, обеспечивая требования ГОСТ 12.1.005. В неотапливаемых надземных автостоянках закрытого типа приточную вентиляцию с механическим побуждением следует предусматривать только для зон, удаленных от проемов в наружных ограждениях более чем на 20 м.;

Теперь о пожаротушении и сигнализации, а также системе оповещения в разделе читаем в п. 6.5, СП 113.1330-2012:

6.5.3 Автоматическое пожаротушение в помещениях хранения автомобилей следует предусматривать в автостоянках закрытого типа:

а) подземных независимо от этажности;

б) надземных при двух этажах и более;

в) одноэтажных надземных I, II и III степеней огнестойкости площадью 7000 м и более, IV степени огнестойкости класса С0 площадью 3600 м и более, класса С1 – 2000 м и более, классов С2, С3 – 1000 м и более; при хранении автомобилей в этих зданиях в обособленных боксах (выделенных в соответствии с 6.2.2) – при количестве боксов более 5;

г) встроенных в здания другого назначения, за исключением указанных в СП 5.13130;

д) в помещениях для хранения автомобилей, предназначенных для перевозки горюче- смазочных материалов;

е) расположенных под мостами;

ж) механизированных автостоянках;

и) пристраиваемых к зданиям другого назначения или встраиваемых в эти здания

вместимостью не более 10 машино-мест.

6.5.4 В автостоянках с обособленными боксами, отвечающими требованиям 5.2.6, при применении в каждом боксе модульных установок пожаротушения (самосрабатывающих модулей) предусматривать автоматическое пожаротушение проездов между боксами не требуется, при этом указанные проезды должны быть оборудованы поэтажно передвижными огнетушителями (типа ОП-50, ОП-100) из расчета: при площади проездов на этаже до 500 м – 1 шт. на этаж, более 500 м – 2 шт. на этаж.

6.5.5 Автоматической пожарной сигнализацией должны быть оборудованы:

а) одноэтажные надземные автостоянки закрытого типа площадью менее указанной в 6.5.3 или при количестве до 25 автомашин включительно;

б) обособленные боксы и проезды между ними при применении в боксах модульных установок пожаротушения (самосрабатывающих модулей);

в) помещения для сервисного обслуживания автомобилей.

6.5.6 В одно- и двухэтажных автостоянках боксового типа с непосредственным выездом наружу из каждого бокса допускается не предусматривать автоматическое пожаротушение и сигнализацию.

6.5.7 Надземные автостоянки закрытого типа при двух этажах и более (за исключением автостоянок с непосредственным выездом наружу из каждого бокса и механизированных автостоянок) вместимостью до 100 машино-мест должны оборудоваться системами оповещения 1-го типа, более 100 машино-мест – 2-го типа по СП 3.13130.

Подземные автостоянки с двумя этажами и более должны оборудоваться системами оповещения:

а) при вместимости до 50 машино-мест – 2-го типа;

б) при вместимости более 50 до 200 ” – 3-го типа;

в) при вместимости более 200 ” – 4-го или 5-го типа.

Если подытожить …… в обычном надземном, одноэтажном отдельностоящем гараже закрытого типа на 1-4 машиноместа, до 1000 кв. метров, разбитого на отдельные боксы с выездом непосредственно на улицу, противопожарная автоматика гаража предусматривает газоанализаторы и систему принудительной вентиляции. Системы автоматического пожаротушения и сигнализации допускается не предусматривать, по п. 6.5.6 СП 113. 1330-2012. Если гараж не разбит на отдельные боксы для каждого автомобиля, а имеет общее объемное пространство, то по п. 6.5.5 6.5.6 СП 113. 1330-2012, в таком гараже противопожарная автоматика гаража должна предусматривать автоматическую пожарную сигнализацию. То есть, теперь все конкретизировано и привязано непосредственно к конструкциям помещения, которые можно осмотреть и пощупать руками – «завесить лапшой баки» пожарному инспектору про хранение одного автомобиля вместо трех-четырех теперь не получится.

Думаю, на поставленный вопрос, я ответил, ссылку на документ в статье предоставил (читайте внимательнее, много «подводных камней») – статью противопожарная автоматика гаража, стоянки автомобилей считаю завершенной, кто хочет что то уточнить – пишите в комментариях, кто хочет дискуссии или оспорить что то – тоже в комментарии, спасибо за статью – тоже можно в комментарии. Публикация статьи « противопожарная автоматика гаража, стоянки автомобилей » в различных ресурсах интернета и СМИ допускается исключительно с сохранением всех нижеперечисленных ссылок на наш сайт. Читайте иные публикации на нашем сайте по ссылкам:

https://www.norma-pb.ru/p870/ – сколько пожарных извещателей ставить в отсеке ограниченном балками более 0,4 метра?

https://www.norma-pb.ru/p379/ – сколько пожарных извещателей ставить?

https://www.norma-pb.ru/p655/ – исходные данные для проектирования систем пожарной безопасности

Читайте наши публикации в социальных сетях:

Какие датчики пожарной сигнализации устанавливают в гаражах?

расстояния от ближлежащих предметов будут меньше 0,5 м

Ну и по извещателям пламени, в помещении будет производиться сварочные работы и т.п. Извещатели пламени будут на это реагировать?

Кстати, в соответствии с Р 3107938-0301-89 помещения будут категории В

Цитата Delphin 24.11.2012 0:33:20
Кстати, в соответствии с Р 3107938-0301-89 помещения будут категории В
—Конец цитаты——
Это что за документ?

to Viss ® приведите пожалуйста пример, какой газовый извещатель вы использовали или советуете.

У нашего уважаемого Viss один любимый газовый извещатель ИП 435-1, это весь форум знает.

Это неправда. Он обожает тепловые кумулятивные на специальных колечках подвешивать.

to dizel2012 ®, почему именно аметисты? устанавливали такие, может что подороже будет надежнее?

Не прибор хороший, вот где бы кухню найти 2000м2

Не прибор хороший, вот где бы кухню найти 2000м2.

трубы с него растаскиваете по всему дому

—Конец цитаты—— еще мусоропроводы не забудьте — с чердака по всей длине.

Вы фотки этого гаража видели?))) Там на ремонт-то денег нет, а вы разогнались — газовые, блин, аспирационники.

В гараже будут обслуживаться локомотивы и прочий подвижной состав.

В гараже будут обслуживаться локомотивы и прочий подвижной состав.

Расчеты для линейных извещателей делать не знаю как и не буду, теоретически понимаю, что надо расчитать кол-во дыма(?) и соотнести его с объемом помещения.

Я делаю проект по ТЗ, в ТЗ указание на сигнализацию, про пожаротушение речь не идет.

Есть помещение гаража. Здесь фото: http://s017.radikal.ru/i400/1211/ed/.
Видится два варианта:
1) Поставить дымовые линейники. В длину помещения не получится, так как нижний край балки больше 0,6 метра от потолка. Можно сделать по ширине линейники, но будет ли все помещение единым отсеком (между балкой и потолком есть около 10 см.) или между каждыми балками свой отсек и ставить линейники в каждый?
2) проложить термокабель.

Уважаемый Delphin. не могу открыть ссылку с фото, можно в почту? [email protected]
далее: точное назначение помещений? будущий класс функциональной пожарной опасности? будущая категория пожароопасности или взрывопожароопасности посчитана? класс пожара для возможного пожара определен? основная пожарная нагрузка посчитана? определились, ЧТО ИМЕННО в помещении будет гореть и какие первичные факторы пожара Вам нужно Вашей проектируемой сигнализацией поймать?

где-то на этом форуме уже было обсуждение, какие типы дымов обнаруживают какие модели оптико-электронных извещателей.
большинство «дешевых российских» ИП заточены под тление хлопка.

локомотив — ЖУТКО ДОРОГАЯ ШТУКА

Почитал. Действительно уникальные извещатели.

может что подороже будет надежнее?

—Конец цитаты—— Совершенно верно, уважаемый Delphin, дороже будет и надежнее и без ложняков и защищает большую площадь, сектор 90 град, дальность 50 м. Один корпус из нержавейки что стоит, кстати вес извещателя 4,5 кг.
Сертификаты FM, LPCB, IECEX и многие другие.

в СП5 написано не менее 0,8 метра от перекрытия. Можно ли ставить ниже?

—Конец цитаты—— Очевидно ниже можно, выше нельзя. При расположении извещателей пламени вблизи перекрытия есть риск перекрытия обзора плотным слоем дыма до возникновения очага открытого пламени.

Читайте также  Квартирная сигнализация датчик открывания двери

Если в депо будут ремонтироваться Дизель-Поезда, то нужна высокая защита от нагретых конструкций выхлопа дизеля, каоторые расположны на крыше тепловоза.

6.2 Выбор типов пожарных извещателей

6.2.1 Выбор типа ИП следует проводить на основе характеристик преобладающей горючей нагрузки и преобладающего фактора пожара на его начальной стадии, а также с учетом требований пункта 6.5 настоящего свода правил.

6.2.2 Тепловые пожарные извещатели следует применять, если в ЗКПС или ее части в случае возникновения пожара на его начальной стадии превалирующим фактором является выделение тепла. В данном случае для контроля помещений могут применяться ИП:

— комбинация точечных и линейных тепловых.

6.2.3 Выбор класса тепловых ИП следует проводить в соответствии со значениями условно нормальной и максимальной нормальной температуры окружающей среды в зоне контроля извещателя. Максимальная нормальная температура окружающей среды в зоне расположения тепловых извещателей принимается по максимальному значению температуры в одном из следующих случаев:

— по максимальной температуре, которая может возникнуть по технологическому регламенту либо вследствие аварийной ситуации;

— вследствие нагрева покрытия защищаемого помещения под воздействием солнечной тепловой радиации.

6.2.4 Дифференциальные и максимально-дифференциальные тепловые пожарные извещатели не рекомендуется применять, если в зоне контроля предполагается возникновение перепадов температуры (не связанных с пожаром), способных вызвать срабатывание этих извещателей.

6.2.5 Тепловые пожарные извещатели не рекомендуется применять, если температура в месте установки извещателя при пожаре может не достигнуть температуры срабатывания извещателей или достигнет ее на поздних стадиях горения, например, при наличии тлеющей горючей нагрузки.

6.2.6 Дымовые пожарные извещатели следует применять, если в ЗКПС или ее части в случае возникновения пожара на его начальной стадии предполагается выделение дыма. Для контроля помещений могут применяться ИП:

— комбинация точечных, линейных и/или аспирационных дымовых.

6.2.7 Пожарные извещатели пламени следует применять, если в зоне контроля в случае возникновения пожара на его начальной стадии предполагается появление открытого пламени или перегретых поверхностей. Основная область применения пожарных извещателей пламени:

— горение ГЖ и ЛВЖ;

6.2.8 Газовые ИП следует применять, если в ЗКПС в случае возникновения пожара на его начальной стадии предполагается интенсивное выделение газообразных продуктов горения. Выбор типа газового ИП по его чувствительности к различным газам следует проводить с учетом превалирующих газов, выделяемых горючей нагрузкой, располагаемой в зоне защиты. С учетом того, что наиболее распространенной горючей нагрузкой являются органические соединения, предпочтительно применение газовых ИП, реагирующих на монооксид углерода (CO). Газовые ИП не рекомендуется применять при пламенном горении горючей нагрузки на начальной стадии (ЛВЖ, ГЖ), а также при возможном горении полимерных материалов.

6.2.9 ИП с видеоканалом обнаружения следует применять, если в зоне контроля в случае возникновения пожара на его начальной стадии предполагается появление открытого пламени и/или дыма. Основная область применения аналогична ИП дымовым и пламени.

6.2.10 Если в зоне контроля преобладающий фактор пожара не определен, а также если один из факторов пожара может нарушить работу ИП, основанного на обнаружении другого фактора (например, дым для извещателя пламени, обнаруживающего УФ-излучение пламени), рекомендуется применять комбинацию ИП, реагирующих на различные факторы пожара, комбинированные или мультикритериальные ИП.

6.2.11 Ручные ИП следует применять для ручного формирования тревожного сигнала при визуальном обнаружении пожара человеком.

6.2.12 Для СПС должны применяться ИП, отображающие как минимум два режима работы: дежурный и тревожный. Отображение режима работы должно осуществляться средствами встроенной или выносной оптической индикации ИП. Для ИП, размещаемых во взрывоопасных средах, требование рекомендуемое.

6.2.13 ИП, устанавливаемые скрыто, например в пространствах за подвесным потолком, под фальшполом, внутри технологического оборудования, внутри вентканалов и т.п., должны быть подключены к самостоятельной линии связи, либо данные извещатели должны быть адресными, либо к данным извещателям должны быть подключены ВУИ, при этом ВУИ должны быть размещены в зоне свободной видимости.

В случае размещения воздухозаборных труб с отверстиями аспирационного ИП в скрытом пространстве использование ВУИ не требуется, при этом пространство за подвесным потолком (под фальшполом) должно контролироваться отдельным каналом обнаружения аспирационного ИП.

6.2.14 В случаях, когда нормативными документами по пожарной безопасности предписывается оснащение помещений автономными ИП, они могут быть заменены на автоматические ИП со встроенными звуковыми (речевыми) оповещателями.

6.2.15 При оборудовании жилых зданий СПС в прихожих квартир должны быть установлены автоматические пожарные извещатели, подключенные к приемно-контрольному прибору жилого здания. При отсутствии прихожих пожарные извещатели должны быть установлены в радиусе не более 1 м от входной двери (в проекции на поверхность пола). В лифтовых холлах и в межквартирных коридорах должны быть установлены ручные и дымовые ИП.

6.2.16 Жилые помещения (комнаты), прихожие (при их наличии) и коридоры квартир следует оборудовать автономными дымовыми ИП вне зависимости от этажности здания, в том числе в одноквартирных и блокированных жилых домах.

При установке в жилых помещениях и коридорах квартир автоматических ИП, подключенных к ППКП или ППКУП СПС здания, по сигналу от которых формируется сигнал управления СОУЭ при пожаре в квартире, либо при наличии в корпусе автоматического ИП или в его базовом основании встроенного пожарного оповещателя установка автономных пожарных извещателей не обязательна.

Главное за сегодня

В Московской области оштрафовали агрегатора такси «Ситимобил».

Мероприятие состоится в Новосибирском Академическом Театре Оперы и Балета.

ОАО «МОЭК» опубликовала график планового отключения горячего водоснабжения в многоквартирных домах Москвы в 2016 году. .

Популярные статьи

Инфографика

  • Инфографика ЖКХ
  • Недвижимость
  • Как сделать ремонт квартиры
  • Всё об авто
  • Красота и здоровье
  • Спорт и здоровый образ жизни
  • Беременность и роды
  • Главная страница
  • Жизнь в Москве
  • ЖКХ и городское хозяйство
  • Гаражи и парковки

Как выбрать пожарный датчик

Своевременное оповещение о возгорании оградит ваш дом от начинающихся неприятностей. Такие датчики подойдут для квартиры, дома, гаража.

Материалы по теме:

Содержание

  • Температурный (тепловой) пожарный извещатель
  • Пожарный дымовой извещатель
  • Пожарный извещатель пламени

Кстати, распространенное выражение «датчик» в данном случае не верно. Датчик – один из элементов устройства для формирования сигнала о пожаре: пожарного извещателя. Поэтому, когда мы говорим (и пишем) «пожарный датчик», мы имеем в виду «пожарный извещатель».

Довольно сложно порекомендовать один тип пожарного извещателя. Необходимость того или иного датчика зависит от типа возможного возгорания и скорости распространения огня (в каменном или деревянном строении она будет разной), площади помещения, финансовых возможностей и пр. Для наиболее эффективного оповещения о начинающемся пожаре лучше комбинировать извещатели.

В статье пойдет речь о наиболее распространенных извещателях, применимых в квартирах гаражах и загородных домах.

Температурный (тепловой) пожарный извещатель

Основное действие такого датчика основано на превышении определенного температурного порога. Температура в помещении не должна превышать 55 градусов Цельсия, и если температура превышает 55 – 65 градусов, датчик оповещает о возгорании.

Однако, возгорание не всегда быстро приводит к повышению температуры в помещении настолько быстро, чтобы сигнализация смогла своевременно оповестить о пожаре. Бывает, что температура в помещении становится сильно выше уже при открытом пламени.

Тепловой датчик быстро среагирует на температуру только тогда, когда находится вблизи от очага возгорания. Если он удален – то извещение о пожаре не будет своевременным.

Поэтому в большом помещении одного теплового датчика будет недостаточно. Также рекомендуется устанавливать такие датчики вблизи от потенциально пожароопасных мест: над плитой, камином с открытым огнем, розетками, к которым подключено много бытовых приборов и пр.

Плюсы

  • дешевизна,
  • высокая точность срабатывания,
  • долгий срок службы,
  • малое потребление электрического тока,
  • не требуют частого обслуживания,
  • долгий период автономной работы.

Минусы

  • возможна запоздалая реакция на пламя,
  • тепловой поток от пламени должен достигать датчик.

Пожарный дымовой извещатель

Дымовые извещатели, – извещатели, реагирующие на продукты горения, способные воздействовать на поглощающую или рассеивающую способность излучения в инфракрасном, ультрафиолетовом или видимом диапазонах спектра.

Среди дымовых датчиков (они же – датчики задымления) наибольшей популярностью пользуются оптические датчики.

Принцип работы дымового извещателя основан на измерении оптической проводимости среды. То есть, при задымлении помещения свет от инфракрасного излучателя поглощается дымовой средой и меньше падает на фотоприемник. Падение уровня получаемого излучения ниже установленного является показателем наличия дыма в помещении.

В конструкции датчика задымления есть так называемая дымовая камера, снабженная щелями для попадания дыма. Камера требует ухода, т.к. не должна забиваться пылью и мелким мусором, из-за которого может сработать. Чрезмерное запыление, либо загрязнение щелей, действует на датчик так же, как и дым.

Во время развития возгорания при недостатке кислорода выделяется много дыма, которое датчик легко фиксирует. Однако, при бездымно горении дымовой извещатель не эффективен. Также он неэффективен при горении резины и схожих с ней материалов. Выделяемые при горении частицы сажи, которые и составляют этот дым («черный дым»), являются практически абсолютно черным телом и не отражают инфракрасного излучения. Поэтому извещатель не срабатывает.

Плюсы

  • своевременная реакция при начале возгорания,
  • достаточно нескольких штук в помещении.

Минусы

  • относительно большое потребление электроэнергии,
  • отсутствие реакции на бездымное горение,
  • возможная реакция на запыление,
  • плохо реагирует «черный дым»,
  • требует частого обслуживания, особенно в загрязненных помещениях.

Пожарный извещатель пламени

Извещатели пламени обеспечивают возможность защиты зон со значительным теплообменом, мест, где возможно быстрое возгорание и открытых площадок, где невозможно применение тепловых и дымовых датчиков. Такой извещатель реагирует на электромагнитное излучение пламени или тлеющего очага.

Пожарные извещатели наиболее дорогостоящие.

Плюсы

  • мгновенная реакция на появление открытого пламени,
  • большая дальность реакции на пламя.
Читайте также  Датчики пожарной сигнализации для дачи

Минусы

  • потребляет много электричества,
  • необходима прямая видимость пламени датчиком,
  • высокая стоимость извещателя.

Инструкция о мерах пожарной безопасности в гараже, гаражном боксе, паркинге

Требования пожарной безопасности к гаражам для стоянки автомобилей установлены актами:

  1. основные:
    • СП 113.13330 (СНиП 21-02-99), 154.13130 ;

НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности …» и 105-03 (категории);

  • ФЗ 123 , ФЗ 384 (техрегламенты);
  • размещение строений:

      СП 53.13330.2011 , СП 118.13330.2012 (СНиП 31-06-2009), СП 54.13330.2016 (СНиП 31-01-2003), СП 42.13330.2016 (СНиП 2.07.01-89);
  • рекомендательные нормы:
    • типовые инструкции по пожарной безопасности.

    Требования и нормы ПБ в гаражах

    Для строительства коммерческих боксов, стоянок, парковок в обязательном порядке требуется согласование с ГПН. Сооружения на частных участках (индивидуальные гаражи) не нормируются.

    Хранение бензина в гараже

    Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ), газообразные горючие вещества и неочищенную от топлива тару запрещено хранить в помещениях гаражей-стоянок в МКД, на подземных паркингах. Исключения:

      топливо в баках самих ТС;

    в иных видах гаражей позволено держать:

      бензин, дизель – до 20 кг;
  • смазочные материалы – до 5 кг.
  • Хранение резины в гараже

    Шины и резиновые предметы следует держать раздельно с иными изделиями. Запрещено совместное хранение, под которым имеется в виду непосредственная близость, одна секция, сегмент помещения.

    В особых случаях, например, на стояночных комплексах, место с покрышками отделяют противопожарными перегородками, перекрытиями (п. 2.30 ВСН 01-89 , СП 4.13130 ). На подземных паркингах запрещено хранить резину вообще.

    Расстояние между автомобилями

    Автомобили ставят с промежутками в 0,5 – 0,8 м (Прил. А, СП 113.13330 ). Это же расстояние отмеряют от конструкций помещения. Между машинами на промышленных объектах – от 1 м.

    Расстояния между гаражом и другими объектами

    Для предприятий градостроительные нормы и СанПиН обязательные:

    1. от ворот до перекрестков:
      • магистральных улиц – 50 м, обычных – 20 м;

    до остановок – 30 м;

    подземные боксы для легковых транспортных средств: от окон жилых, общественных сооружений – 15 м;

    от красной линии на плане (отделяет дорогу, коммуникации) – 6 м;

    размещают в производственных зонах, с промежутком до жилых домов от 50 м (рекомендательные нормы) стоянки:

      от 300 мест;
  • для общественного, грузового, специального, ведомственного, служебного автотранспорта, такси;
  • от секционных МКД до открытых площадок для автомобилей на 101 – 300 мест продольных к фасаду – 50 м;

  • для построек I – II ст. огнестойкости расстояния позволено уменьшать на 25%, если нет открывающихся окон, въездов со стороны жилья, общественных объектов.
  • Правила по расстояниям содержит табл. B.1 СП 113.13330, табл. 10.1 СП 42.13330.2016 :

    от гаражей и открытых стоянок при числе легковых автомобилей

    от станций технического обслуживания при числе постов

    В том числе торцы жилых домов без окон

    Общеобразовательные школы и детские дошкольные учреждения

    Лечебные учреждения со стационаром

    Для индивидуального гаража правила рекомендательного характера:

      до линии раздела, забора соседнего участка – 1 м (под сточные воды, аварийный проход);

    от ближайшего строения на соседнем участке (от окон, веранды, стен) – 6 м;

    от красной линии – 5 м;

    от бокового забора, улицы (до проезда между домами) – 3 м;

    до любого хозяйственного здания – 1 м;

    допускается примыкание к дому, если бокс имеет защитные перегородки;

    для домов с боксами:

      встроенными – 6 — 10 м от забора, деревянные – 15 м;
  • пристроенными – правила как для отдельно стоящих.
  • Замеры делаются от краев выступающего цоколя или стен, от того, что больше выделяется до линии ближайшей детали соседней постройки.

    Класс функциональной пожарной опасности гаража

    Объекты для хранения автомобилей условно разделяют на 4 категории. Есть классы пожарной безопасности, степени огнестойкости, предопределяющие строгость требований:

    Отдельно стоящие частные

    Помещения гаражного кооператива

    Категории от А до Д в зависимости от количества мест. Например, парковки возле супермаркетов относят к В1 и В2.

    Классифицируются в зависимости от топлива, параметров самого здания.

    Стоянки для газобаллоных машин размещаются в отдельных постройках I – V ст., класс C0. Запрещено использовать:

      подвалы, цоколи, подземные помещения;

    наземные закрытые стоянки в домах с иным назначением;

  • боксы без отдельных выездов.
  • Пример расчета по категории гаража по взрывопожарной и пожарной опасности

    Огнестойкость распространенных построек (по ФЗ 123, ст. 69, табл. 11):

      кирпичный бокс: степень II или III, кл. С0;

  • металлический гараж: степень максимум IV, кл. – C1.
  • Для грузового автотранспорта исчисления потребуются. Расчет включает сложные формулы. Определяется:

      давление насыщенных паров, взрыва;

    низшая теплота сгорания;

  • пожарная нагрузка;
  • Учитывается наличие поддонов, сливных приямков. Данные сопоставляют с нормами НПБ и относят здание к соответствующему классу. Краткое изложение «Примера №17» из пособия к СП 12.13130.2009 для грузовика:

      высчитывают общую массу горючих веществ (топливо, картон, резина и пр.) Результат сравнивают с таблицами;

  • берут показатели низшей теплоты горения, вычисляют пожарную нагрузку (обычную и удельную). После сравнений условий выше/ниже рамок таблиц определяют категорию помещения.
  • Определить степень огнестойкости здания гаража можно по СНиП 21-01-97. Для этого необходимо знать, из каких материалов построено здание. Процедуру осуществляют специалисты, поскольку потребуется провести испытания, применить классификацию различных веществ.

    Средства пожаротушения в гараже

      для частных отдельно стоящих объектов для хранения автотранспорта достаточно первичных мер (огнетушители);

    для коммерческих предприятий нормы предписаны СП 113.13330 (Раздел. 6.5.) и 5.13130. Автоматическое пожаротушение (АУПТ), оповещение, первичные средства обязательные на закрытых площадках, для надземных – при 2 этажах и больше. Виды:

      чаще всего: дренчеры, ТРВ, внутренний водопровод, модульные устройства;
  • огнетушители ручные, передвижные.
  • Пожарный щит: требования

      нет внутреннего водовода для тушения возгораний и АУПТ;

    при удалении от 100 м от точек забора воды;

  • стоянки на 50 мест и больше, помимо щита, дополнительно оборудуются площадками с контейнерами, баками с песком, средствами индивидуальной защиты.
  • Количество щитов, комплектация, их необходимость для классов и категории строений определяется таблицами СП 113.13330 и ППР.

    лопаты: штыковая, совковая;

    защитный экран 1,4х 2 м;

  • емкости для воды: 0,2 и 0,02 куб. м;
  • дополнительно:

      инструмент для резки проводов;

    резервуар с песком 0,5 куб. м.;

    насос пожарный механический;

  • рукав 5 м.
  • Огнетушитель для гаража: какой выбрать

    Для автостоянок рекомендованы порошковые или углекислотные огнетушители. Используются также пенные и водные первичные средства пожаротушения, но они малоэффективные для ГСМ. Для организаций количество и тип определяется по таблицам СП 113.13330, НПБ 166-97 (Прил. 1), ППР.

    Сколько огнетушителей должно быть

    Количество огнетушителей для стоянки, боксов до 200 м. кв. (табл. 1 ППБ):

      ОП или ОВП от 10 л – 4;

  • ОХ от 3 л – 4.
  • Система дымоудаления в гараже

    Минимум для гаража – это вытяжная противодымная система по СП 60.13330.2012 (СНиП 41-01-2003) (р. с учетом п. 7.2 и 7.3 СП 7.13130 для удаления продуктов, выделяющихся при возгорании веществ.

    Пожарная сигнализация в гаражах: требования

    Автостоянки с количеством парковочных мест от 10 шт. должны оборудоваться противопожарной сигнализацией. Оповещение в частных отдельных боксах отнесено на усмотрение владельца. Для сигнализации требуется проект по НПБ 88-2001.

    Какие извещатели ставить

    Дымовые извещатели – это стандарт, рекомендованный НПБ 88-2001 в п. 13.5. Есть мнение, что дымовые датчики часто срабатывают ложно от выхлопов. Это не всегда так – качественные извещатели имеют соответствующие настройки.

    Противопожарные мероприятия в автогаражах

    Меры состоят в следующем:

    АУПТ, средства первичного пожаротушения;

    проезд как минимум для разъезда двух автомобилей;

    наличие огнеупорных преград (перегородок, перекрытий);

    материалы с пределами огнестойкости по СП 2.13130.2012 ;

    противопожарные разрывы между боксами;

  • пол должен быть негорючим.
  • Работники, персонал допускаются к исполнению своих обязанностей только после прохождения инструктажей и проверки знаний. Обязательно для организаций разрабатывается инструкция о пожарной безопасности.

    План эвакуации техники при пожаре в гараже

    Разработку эвакуационной схемы организовывает руководитель предприятия. Схема вывешивается поэтажно и содержит:

      направления для выхода;

    места средств пожаротушения;

    кратко первоочередные действия;

  • телефоны спасательных служб.
  • Указатели эвакуационных путей (светящиеся таблички, стрелки) вывешиваются на каждом этаже. План обязательный для помещений:

      массово посещаемых (кроме жилых домов);

    с рабочими помещениями для 10 чел. и больше;

  • количество автомобильной техники в гараже, при котором разрабатывается план эвакуации при пожаре – от 25 единиц. Дополнительно создают схему расстановки с описанием очередей и порядка, хранят буксирные тросы, штанги из расчета 1 шт. на 10 ед.
  • План эвакуации составляется по ППР, ГОСТ Р 12.2.143-2009 , СП 113.13330.2012.

    Как тушить пожар в гараже

    Правила ликвидации возгораний учитывают закрытость, компактность бокса, наличие вентиляции:

      не приближаться к горящим объектам, если есть угроза взрыва;

    вырывающееся пламя тушить через зазоры, продвигаясь постепенно внутрь;

    выкатить автомобиль, если есть возможность (стадия задымления);

    при значительном задымлении не заходить вглубь;

    топливо тушат от переднего края, стараясь оторвать пламя от очага, оптимальный наклон струи – 45°;

    ЛВЖ можно присыпать песком, грунтом;

    вода малоэффективная против топлива. Надо использовать порошковые, хладоновые, эмульсионные огнетушители, в крайнем случае – пенные или смоченную водой плотную ткань, которую накидывают на очаг;

  • стены тушить снизу-вверх, проемы – наоборот.
  • Алексей Бартош/ автор статьи
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Gk-Rosenergo.ru
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: