Правила безопасности в лесу для школьников

Памятка для учащихся "Безопасное поведение в лесу"

Правила безопасности в лесу для школьников

Инструкция по безопасному поведению в лесу
материал (5, 6, 7 класс) на тему

Памятка для учащихся «Безопасное поведение в лесу»

Скачать:

Вложение Размер
instruktsiya_po_bezopasnomu_povedeniyu_v_lesu.doc 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инструкция по безопасному поведению в лесу

НЕ ТЕРЯЙСЯ! Как не стать заложником леса

Наш регион богат лесами. Отправляясь на прогулку или в поход в лес, люди часто забывают об элементарных мерах собственной безопасности и теряются.

Чтобы это не случилось с тобой, запомни, и в дальнейшем соблюдай эти простые правила:

Перед тем, как отправиться в лес, сообщи взрослым, куда ты идешь и как надолго. Это одно из основных правил, которое действует в отношении любого похода в любом составе. Если к назначенному времени ты не вернешься, тебя обязательно начнут искать. Помни об этом.

Возьми все необходимое. Собираясь в поход или просто в лес, обязательно возьми с собой самое необходимое, а именно: компас, нож, спички, соль, небольшой продуктовый паек, легкую запасную одежду. Спички и одежду упакуй в полиэтилен, чтобы они не промокли в случае дождя. Захвати горсть сосательных карамелек. Они помогут заглушить чувство голода в случае, если заблудишься.

Одевайся в яркую одежду! Спасатели советуют одевать в лес одежду ярких цветов, а не камуфлированную, как это делают многие. Дело в том, что камуфляж существенно осложняет поиски потерявшегося, а яркая одежда позволит заметить человека среди зеленых деревьев и кустов. И конечно же надо надеть что-то на голову (с мелких деревьев и кустарников могут падать клещи), длинные брюки (может быть, придется продираться сквозь кусты) и удобную обувь. Но помни, что осенью, пока деревья не сбросили листву, цвета одежды нужно подбирать таким образом, чтобы они не сливались с яркими цветами осенней листвы. В таком случае самый заметный цвет – ярко-голубой.

Осмотрись на местности. Прежде чем войти в лес, выясни, где находятся основные ориентиры: дороги, реки, ручьи, населенные пункты, для того, чтобы схематично представить себе границы местности, в которой будешь ходить. Определи по компасу стороны света, чтобы знать, в каком направлении будешь возвращаться. Если у тебя не оказалось компаса, то запомни, с какой стороны светит солнце. При возвращении оно должно светить с другой стороны.

Что делать, если ты все-таки заблудился

Тогда-то тебе и пригодятся собранность, элементарные знания о поведении в лесу и огромное желание найти выход из ситуации.

Если ты понял, что потерялся, то самое разумное — остановиться. Если начнешь метаться взад-вперед, возникнет чувство, будто лес тебя проглатывает, и ты начнешь паниковать. К тому же от бестолковой беготни ты вспотеешь, а затем можешь и простудиться. Потому-то и нужно остановиться на месте и успокоиться, попытаться удержать себя от паники. Лучший способ успокоиться — это обнять дерево или присесть на корточки. Еще один совет: сними верхнюю одежду, а затем снова надень ее. Это поможет тебе сосредоточиться на конкретной деятельности и успокоит нервы. А теперь можно спокойно поразмыслить о дальнейших планах.

Ни в коем случае не садись на землю или камень, ибо в лесу это главные похитители тепла. Лучше изготовь возвышение из мха и веток и только тогда садись.

Вспомни, где и как ты ходил, прислушайся, не доносятся ли звуки, свидетельствующие о близости людей. Знай, что в тишине (особенно в вечернее время) слышимость различных звуков такова:

— движение автомашины по шоссе 1 – 2 км;

— движение автомашины по грунтовой дороге 1 км;

— ружейный выстрел 2 – 4 км;

— разговор – 250 м;

— громкий крик 1 – 1,5 км.

Не торопись идти на звук. Необходимо несколько раз проверить его направление. Звук лучше слышен на горках, когда стихнет ветер.

Вам могут встретиться линейные ориентиры: просеки, тропы, лесные дороги. Особенно удобны для движения квартальные просеки. Они проходят строго с севера на юг и с запада на восток. Искать вас будут в первую очередь на просеках и тропах, поэтому не сходите с них в лесной массив. В большинстве районов нашей республики уже давно ведется или велась лесозаготовка. Древесину с делянок вывозят, как правило, тяжелые гусеничные трактора, след от которых долго заметен на лесном покрове. Обращайте внимание и на пни – если имеются характерные следы спила, значит где-то рядом есть след техники, вывозившей поваленный лес. Эти следы приведут к лесовозной дороге, а значит – к людям. Выйдя в лесу на ручей, небольшую речку – иди вниз по течению, вода приведет тебя к людям. При самостоятельном выходе из леса к населенному пункту или к людям заблудившийся должен сообщить информацию о себе.

БУДЬ СЛЫШЕН И ВИДЕН

Чтобы подать о себе знак, повтори свои действия трижды. Например, дай три продолжительных свистка или окликни три раза. Через какое-то время сделай это еще раз. Не кричи слишком громко и часто. Нет смысла тратить на это силы. А потом есть опасность, что от постоянного крика сорвешь голос, и не сможешь подать искателям звуковой сигнал даже тогда, когда они будут проходить близко от тебя. Подавать звуковые сигналы, кстати, можно и ударами палки о деревья, звук от них далеко расходится по лесу. Ясно, что поисковики сию минуту не появятся, поэтому сделай себя видимым. Прежде всего, найди открытое место, лучше на возвышении. Полезно на ближайшей же полянке выложить три больших (метра три) креста из еловых веток и сучьев. Если у тебя есть спички, можно разжечь три костра.

Если ты сделал себя видимым, то разумно соорудить для себя шалаш, где в качестве строительного материала сгодятся еловые ветки и мох. В августе ночи холодные, поэтому для сохранения тепла можно разжечь костер. Неплохо, если ты знаком с лесными растениями, которые можно использовать как пищу.

Запомни: Тебя обязательно будут искать, но спасение во многом зависит от твоего грамотного поведения в лесу!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной инструкции указаны основные правила безопасности на воде в разное время года, правила эти подобраны с многих сайтов в одну инструкцию, которая необходима в работе воспитателя школы-интерната.

С наступлением весенней оттепели на лед выходить ЗАПРЕЩЕНО! Среди студентов провожу инструкцию о безопасном поведении на льду.

Для студентов и обучающихся проводится инструкция о безопасном поведении в зоне железнодорожных путей.

В весенний период проводится инструкция по правилам безопасного поведения при наводнении.

ИНСТРУКЦИИ ПО ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СПОРТИВНОМ ЗАЛЕ ДО УРОКА, ВО ВРЕМЯ УРОКА И ПОСЛЕ УРОКА.

Памятка о безопасном поведении при пожаре в лесу.

Памятка «Безопасность в лесу» для детей младшего школьного возраста

Любовь Бакланова
Памятка «Безопасность в лесу» для детей младшего школьного возраста

Лес таит в себе массу загадок. Живая природа манит человека, а дети, больше, чем мы, тянутся ко всему тому, что неизвестно, прекрасно и естественно. Природа может быть не только дружелюбной, но и опасной. Чтобы не случилось беды, с детьми нужно много говорить о безопасности. Для участия в конкурсе» Мое безопасное лето» ребята нарисовали плакат «Безопасность в лесу«.

Безопасность в лесу

• не ходите в лес одни, только со взрослыми;

• возьмите с собой телефон для связи с родственниками;

• вернуться из леса нужно до наступления темноты;

• не уходите вглубь леса;

• не стоит въезжать в лес на транспорте, это вредит растительности;

• запрещено разжигать костер без взрослых, ведь огонь опасен, как для человека, так и для обитателей леса, очень трудно остановить его распространение;

• не сжигайте высохшую траву или листья;

• не бросайте мусор, нельзя загрязнять природу, это дом для зверей и птиц;

• не бейте стекло, поранитесь сами и нанесете вред обитателям леса;

• нельзя шуметь в лесу: кричать, слушать громкую музыку, такое поведение вызывает беспокойство у лесных жителей;

• не обижайте диких животных, они опасны в разъяренном состоянии, если появилась опасность нападения, не показывайте страх и не стойте спиной, лучше потихоньку постоять и подождать, когда животное уйдет;

• не следует забирать детенышей животных, они могут быть переносчиками очень опасных заболеваний;

• не трогайте гнезда птиц, птенцов, яйца, ведь птицы могут оказаться в опасности, вы можете привлечь внимание хищников, также никогда не уносите с собой птенцов, они не смогут выжить в неволе;

• не разрушайте муравейники, муравьи – это санитары леса, своей работой они приносят огромную пользу;

• не ловите шмелей, бабочек, стрекоз, божьих коровок, они опыляют растения и уничтожают вредителей, погубив их, вы поставите под угрозу природу;

• не вылавливайте лягушек и головастиков;

• не убивайте пауков, не рвите паутину;

• ходите в лесу только по тропинкам, не вытаптывайте растительность и почву, ведь могут пострадать травы и многие насекомые;

• не ломайте ветки кустарников и деревьев, не делайте памятных надписей на них, не отрывайте кору, не собирайте сок с берез (если не имеете нужных навыков, берегите их, не наносите вред;

• не срывайте цветы, тем более с корнем, ведь они не вырастут снова, среди них могут быть редкие, занесенные в Красную книгу, лесные цветы должны радовать своей красотой, а не вянуть в букетах;

• разрешается сбор знакомых лекарственных трав, ягод, орехов, если в лесу их много;

• никогда не пробуйте на вкус незнакомые ягоды, растения и грибы, велика вероятность, что они ядовиты;

• собирать съедобные грибы можно только под присмотром взрослых, ни в коем случае не вырывая их, пользуйтесь ножичком, чтобы не повредить грибницу;

• не топчите несъедобные грибы, ведь они являются едой для животных. Помните, правильное поведение в лесу – залог вашей безопасности.

Что делать, если заблудился в лесу

В данной ситуации не стоит поддаваться панике и бежать без оглядки. Необходимо успокоиться, оставаться на том же месте и позвать на помощь. Вас не нашли, значит, пришло время звонить родственникам, друзьям, если нет связи, то следует набрать номер службы спасения – 112, она доступна всегда. Сообщите о том, что вас окружает, вам подскажут, как выйти из леса.

Если у вас нет телефона, то прислушайтесь к звукам вокруг, заслышав людские голоса, звук машин или другие признаки цивилизации, идите в том направлении. Если нет таких звуков, то следует отыскать ручей, он обязательно приведет к реке, если есть река, значит, поблизости будут люди. По пути следования оставляйте зарубки на деревьях или заламывайте веточки, это укажет ваше направление спасателям и поможет вам, если вы будете ходить по кругу. Оглядитесь, если увидели линии электропередач, то следуйте вдоль них.

Не удалось выйти из леса и темнеет, готовьтесь к ночлегу. Необходимо сделать шалаш из веток, развести небольшой костер (соблюдая меры предосторожности, и лечь спать возле костра. Думайте только о хорошем, наступит новый день, и вас обязательно найдут.

Благодарю за внимание!

STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое.

Формирование навыков трудовой деятельности детей с ОВЗ младшего школьного возраста Формирование навыков трудовой деятельности Детей с ОВЗ младшего школьного возраста посредством декоративно-прикладного творчества. СЛАЙД.

Конспект занятия «Робот» для детей младшего школьного возраста Цель занятия: сконструировать робота из картона. Задачи: Образовательные: учить детей конструировать робота из картона, соблюдая симметрию.

Мастер-класс для детей младшего школьного возраста «Бабочка из бумаги» Данный мастер-класс предназначен для детей младшего школьного возраста. Цель: изготовить бабочку из бумаги Задачи: • Образовательные:.

Мастер-класс «Символ мира» для детей младшего школьного возраста Цель: сделать «Символ мира» в технике бумажное моделирование Задачи: Обучающие: 1. Расширять знания детей о празднике 9 Мая; 2. Дать.

Основные психологические новообразования детей младшего школьного возраста К психологическим новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление. Ребенок стремится к знаниям.

Подвижные игры для детей младшего школьного возраста Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас вспомнить своё детство и поиграть вместе с нами в подвижные игры! Ещё десять лет назад такие игры,.

Презентация «За грибами в лес пойдём» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Презентацию подготовила педагог-психолог Ходыкина О. А. Спасибо всем авторам из Интернета за фото и стихи! Эта красивая презентация поможет.

Веселая гимнастика в стихах для детей младшего школьного возраста Гномы и грибы Утром гномы в лес пошли. (шаг на месте) По дороге гриб нашли. (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе) А за ним-то раз,.

Занятие для детей младшего школьного возраста «Путешествие по своей квартире» Цель: формирование знаний об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости, о правилах.

Безопасность в лесу – памятка с правилами для детей

В детском возрасте вылазка на природу воспринимается как увлекательное приключение. К несчастью, исход мероприятия может оказаться трагическим, если вовремя не провести беседу о безопасности в лесу. Для детей существуют особые инструкции и правила, которые нужно неукоснительно соблюдать.

Беседа с ребенком о безопасности в лесу

Многие опасные вещи детям кажутся весьма привлекательными: насекомые, яркие ягоды, грибы, лягушки и змеи, дикие животные, костры. Все неизведанное манит. Задача взрослых – объяснить опасность таких игр. Начните с разговора, а затем закрепите информацию короткими и понятными правилами.

Гость в лесу

Поход в лес ничем не отличается от похода в гости. Здесь живут звери, насекомые, птицы… Для животных лес – это дом. Мало кому понравятся гости, которые все крушат, ломают и пугают хозяев.

  • Не ломай ветки деревьев. Когда-нибудь птица совьет на ней гнездо.
  • Не обдирай и не царапай кору. От этого дерево будет болеть и сохнуть.
  • Не кричи. Громкие звуки пугают местных жителей.
  • Не кидай мусор, не бей стекла. Лес станет грязным и небезопасным для обитателей. Да и сам ты можешь пораниться.
  • Не жги сухую траву и не играй с огнем. Пожар может вспыхнуть внезапно. Знай, что «бегает» огонь быстрее человека.
  • Не выдирай цветы, растения и грибы с корнем. Они навсегда погибнут. Многих растений осталось совсем мало. Возможно именно этот яркий цветок – последний.
  • Не разоряй гнезда, муравейники, норы. Это дом живых существ, которые приносят немалую пользу человеку.
  • Ходи по тропинкам, чтобы не навредить насекомым и растениям.

Почему природа дикая?

Природу не зря называют дикой. Ежик – не котик. Он может укусить. Лесные звери не приручены человеком. Для них человек чужак, от которого нужно защищаться.

  • Не подходи близко к детенышам животных. Поблизости наверняка есть взрослые звери, которые кинутся на помощь своим деткам.
  • Если ты заметил змею или дикое животное, замри и стой на месте. Тогда они тебя не тронут.
  • Не бери в руки насекомых. Многие из них кусаются, притом очень больно.
  • Не лови бабочек. Нежная пыльца на крылышках сотрется, и бабочка не сможет летать.
  • Не трогай руками птенцов и мелких животных. После этого мама и папа никогда их не признают. А еще многие из них переносят опасные заболевания
  • Не ешь и не собирай ягоды и грибы, которые ты плохо знаешь. Среди них встречаются ядовитые.
  • Не уходи далеко от взрослых. В лесу очень легко потеряться. Ты должен видеть людей, или, по крайней мере, слышать их голоса.

Люби природу — и она одарит тебя

В лесу свои законы и правила. Если их уважать, природа, словно гостеприимная хозяйка, подарит тебе свою красоту. Что можно делать в лесу:

  1. Отдыхать в тени и прохладе.
  2. Собирать землянику, голубику, малину, бруснику, ежевику и другие вкусные ягоды.
  3. Аккуратно срезать хорошо знакомые грибы.
  4. Изучать и собирать целебные травы.
  5. Изучать поведение насекомых.
  6. Наблюдать за животными и птицами (если не шуметь, они обязательно покажутся).
  7. Убирать мусор за собой и другими людьми.

Памятка для детей дошкольного возраста

Повторение – мать учения. Поэтому непосредственно перед походом стоит каждый раз напоминать малышу основные правила безопасности в лесу:

  1. Не загрязняй природу.
  2. Не лови лесных обитателей.
  3. Не шуми.
  4. Не собирай неизвестные грибы и ягоды.
  5. Не разрушай муравейники, гнезда, норы.
  6. Не вырывай растения с корнями.
  7. Не трогай насекомых и зверей.
  8. Не ломай ветки и не обдирай кору.
  9. Не играй с огнем.

Чтобы дети дошкольного возраста лучше запомнили, как вести себя в лесу, стоит показать и обсудить картинки:

Хорошо усвоить урок помогут поучительные стихи:

Если ты потерялся в лесу

Потеряться в лесу не так страшно, если в кармане лежит свисток, а сам ты одет в яркую одежду. Это первое, о чем стоит побеспокоиться родителям. Памятка для детей, как вести себя, если заблудился:

  • Оглядись по сторонам. Если впереди виднеется тропка, выйди на нее.
  • Оставайся на месте. Продолжая двигаться, ты уйдешь от людей дальше.
  • Подай сигнал. Покричи, посвисти в свисток. Периодически повторяй попытки.
  • Обозначь место, где ты находишься. Сложи горку из камней, выложи рисунок палочками, привяжи к ветке что-то яркое.
  • Попробуй потрусить дерево. Это поможет спасателям заметить тебя с воздуха.
  • Если начинает темнеть, подумай о ночлеге. Сделай лежанку из листьев и веток за деревом. Укройся листвой.
  • Не ешь незнакомые ягоды и грибы. Не пей из источников. Ты можешь прожить без воды и еды очень долго.
  • Не отчаивайся. Если оставаться на месте, помощь придет до того, как ты успеешь серьезно проголодаться.

Рассказывать дошкольнику, как выйти из леса, ориентируясь на мох или звезды – опасная ошибка. У ребенка может появиться соблазн почувствовать себя героем. Но в результате он заблудится окончательно. Не каждый взрослый хорошо ориентируется в лесной чаще (даже имея компас). Что уж говорить о малыше.

В заключение, безопасность детей в лесу – ответственность взрослых. Нужно постараться донести до ребенка, что природа может быть опасной, если не уметь с ней обращаться. Объясните, почему нельзя ей вредить: «Сорвешь цветок – пчелка не соберет нектар и не сделает мед. Сломаешь ветку – погубишь дерево и лишишь дома птиц. Вырвешь траву – разрушишь укрытие лесных зверьков и насекомых. Все в природе взаимосвязано». Будьте готовы говорить об этом снова и снова. Но также не забудьте изучить памятку для родителей. Оставлять детей без присмотра в лесу, отправляться в поход в неподобающей одежде – серьезная ошибка.

Инструкция по правилам безопасного поведения в лесу для обучающихся, воспитанников МБОУ СОШ№36

Директор МБОУ СОШ №36

_____________ /А.И. Подгорная/

Приказ №_____ от «01» сентября 2015г.

ИНСТРУКЦИЯ № 13

по правилам безопасного поведения в лесу для обучающихся, воспитанников

МБОУ СОШ №36.

Чтобы общение с природой оставило только хорошие воспоминания, рассмотрим основные правила, помогающие избежать опасных непредвиденных ситуаций:

— не ходите в лес одни, только со взрослыми;

— возьмите с собой телефон для связи с родственниками;

— вернуться из леса нужно до наступления темноты;

— не уходите вглубь леса;

— не стоит въезжать в лес на транспорте, это вредит растительности;

— запрещено разжигать костер без взрослых, ведь огонь опасен, как для человека, так и для обитателей леса, очень трудно остановить его распространение;

— не сжигайте высохшую траву или листья;

— не бросайте мусор, нельзя загрязнять природу , это дом для зверей и птиц;

— не бейте стекло, поранитесь сами и нанесете вред обитателям леса;

— нельзя шуметь в лесу: кричать, слушать громкую музыку, такое поведение вызывает беспокойство у лесных жителей;

— не обижайте диких животных, они опасны в разъяренном состоянии, если появилась опасность нападения, не показывайте страх и не стойте спиной, лучше потихоньку постоять и подождать, когда животное уйдет;

— не следует забирать детенышей животных, они могут быть переносчиками очень опасных заболеваний;

— не трогайте гнезда птиц , птенцов, яйца, ведь птицы могут оказаться в опасности, вы можете привлечь внимание хищников, также никогда не уносите с собой птенцов, они не смогут выжить в неволе;

— не разрушайте муравейники, муравьи – это санитары леса, своей работой они приносят огромную пользу;

— не ловите шмелей, бабочек, стрекоз, божьих коровок, они опыляют растения и уничтожают вредителей, погубив их, вы поставите под угрозу природу;

— не вылавливайте лягушек и головастиков;

— не убивайте пауков, не рвите паутину;

— ходите в лесу только по тропинкам, не вытаптывайте растительность и почву, ведь могут пострадать травы и многие насекомые;

— не ломайте ветки кустарников и деревьев, не делайте памятных надписей на них, не отрывайте кору, не собирайте сок с берез (если не имеете нужных навыков), берегите их, не наносите вред;

— не срывайте цветы, тем более с корнем, ведь они не вырастут снова, среди них могут быть редкие, занесенные в Красную книгу , лесные цветы должны радовать своей красотой, а не вянуть в букетах;

— разрешается сбор знакомых лекарственных трав, ягод, орехов, если в лесу их много;

— никогда не пробуйте на вкус незнакомые ягоды, растения и грибы, велика вероятность, что они ядовиты;

— собирать съедобные грибы можно только под присмотром взрослых, ни в коем случае не вырывая их, пользуйтесь ножичком, чтобы не повредить грибницу;

— не топчите несъедобные грибы, ведь они являются едой для животных. Помните, правильное поведение в лесу – залог вашей безопасности.

Что делать, если заблудился в лесу

В данной ситуации не стоит поддаваться панике и бежать без оглядки. Необходимо успокоиться, оставаться на том же месте и позвать на помощь. Вас не нашли, значит, пришло время звонить родственникам, друзьям, если нет связи, то следует набрать номер службы спасения – 112, она доступна всегда. Сообщите о том, что вас окружает, вам подскажут, как выйти из леса.

Правила поведения в лесу для школьников подразумевают знание частей света. В полдень встаньте спиной к солнцу, ваша тень будет указывать на север, восток окажется по правую руку, а запад – по левую. Следуйте указаниям специалиста МЧС.

Если у вас нет телефона, то прислушайтесь к звукам вокруг, заслышав людские голоса, звук машин или другие признаки цивилизации, идите в том направлении. Если нет таких звуков, то следует отыскать ручей, он обязательно приведет к реке, если есть река, значит, поблизости будут люди. По пути следования оставляйте зарубки на деревьях или заламывайте веточки, это укажет ваше направление спасателям и поможет вам, если вы будете ходить по кругу. Природа меняется, поэтому не стоит полагаться на расположение мха и муравейников. Попробуйте вспомнить с какой стороны вы вошли в лес, в каком направлении двигались. Оглядитесь, если увидели линии электропередач, то следуйте вдоль них.

Не удалось выйти из леса и темнеет, готовьтесь к ночлегу. Необходимо сделать шалаш из веток, развести небольшой костер (соблюдая меры предосторожности), и лечь спать возле костра. Думайте только о хорошем, наступит новый день, и вас обязательно найдут.

Инструкцию составил зам. директора по ВР ____________

Урок «Правила поведения и безопасность в лесу»

Тема: «Правила поведения в лесу»

Цель: Расширить и углубить знания детей о правилах поведения в лесу.

Задачи: — Обобщить знания о лесе и его обитателях

— сформировать у ребенка культуру поведения на природе

— научить ребенка, как обезопасить себя в лесу

— научить ребенка слышать собеседника и уважительно

относится к мнению окружающих

— сформировать у ребенка по потребность в заботе

о тех или иных представителях животного и растительного мира;

Учитель: Ребята, приближается весна и наступает долгожданное время для походов и экскурсий на природу. Но прежде, чем отправимся на прогулку, соберите, пожалуйста, фрагменты цветных рисунков, которые лежат у вас на парте и скажите мне, что у вас получилось.

(дети собирают фрагменты из цветных рисунков)

Учитель: Ребята, мы собрали с вами фрагменты рисунков и у нас получились какие рисунки?

Дети: Мухомор, клещ, дремучий лес, сокол, первоцветы, гадюка, болото, волчье лыко, вороний глаз, бузина черная, пчела.

Учитель: Правильно, молодцы. А как вы думаете, ребята, где растут эти растения и живут эти животные? И о чем мы будем говорить на уроке?

Дети: Растения растут в лесу и животные обитают в лесу.

Учитель: Совершенно верно. А вы часто бываете в лесу? Как вы думаете, когда находишься в лесу, нужно соблюдать какие-то правила или можно вести себя, как захочется?

Учитель: Верно. Не забываем и о том, что мы должны проявлять уважение к мнению собеседника. Ребята, а вы готовы отправиться на прогулку в лес?

Учитель: Но прежде, чем мы отправимся в лес на экскурсию, Оля прочитает нам стихотворение о лесе, а вы можете зажмурить глазки и послушать.

(звучит мелодия леса, голоса птиц, журчание ручья и на фоне этого ученица читает стихотворение)

Ученица: Здравствуй лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою

Что ты шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Всё открой не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

Учитель: Ребята, когда мы с вами собираемся на прогулку в лес, мы должны понимать, что мы попадаем в место, которое живет по своим законам природы и мы с вами лишь гости, а гости должные вести себя, как гости и не причинять неудобства хозяину, а именно ЛЕСУ. На экране вы можете видеть пословицы и поговорки, которые выражают народную мудрость.

Лес – богатство и краса, береги свои леса.

Лес и воды – краса природы.

Много леса – не губи, мало леса – береги.

Нет милей чудес, чем наш русский лес.

От земли – хлеб, от хлеба – богатство.

Мать добра для своих детей, а земля – для всех людей.

Кто мать – землю любит, тот голодным не будет.

Земля заботу любит.

Вопрос: А для этого, что мы должны с вами знать?

Ответ: Мы должны знать правила поведения в лесу.

Вопрос: Верно. Но мы должны не просто знать, но и соблюдать с вами эти правила. А почему мы должны соблюдать эти правила? С какой целью?

Ответ: В целях нашей безопасности и чтобы не причинить вреда лесу и его обитателям.

Вопрос: Совершенно верно. И, конечно, мы должны знать, какие растения ядовитые, а какие нет, как вести себя так, что бы не беспокоить понапрасну обитателей леса. В лесу растет много растений, ядовитых и полезных, цветов, водятся животные, протекают ручьи и малые реки. Давайте немного поговорим об этом и вернемся к нашим картинкам.

Мухомор – это какой гриб? Ядовитый или съедобный? Что вы можете сказать о мухоморе? Но мы должны помнить о том, что грибы ядовитые для людей, могут быть полезны для животных, как лекарство.

Клещ- Как вы считаете, клещи представляют какую-то опасность для человека?

Активность клещей начинает наблюдаться в начале апреля, а к середине мая их численность возрастает в миллионы раз. Лишь относительно небольшое число видов относится к паразитам или переносчикам заболеваний человека, но и непаразитические формы часто вызывают раздражение кожи. Всего клещей около 30 000 видов, 5000 из которых являются энцефалитными. То есть, энцефалитный клещ это не особый вид, а клещ зараженный вирусом энцефалита.

Сокол (птицы). В лесу много птиц и именно весной, они прилетают, вьют гнезда, откладывают и насиживают яйца, потом кормят птенцов. Птенцы, часто выпадают из гнезд. Как, по-вашему, стоит птенцов из леса забирать домой? Если нет, то почему?

Первоцветы. Весной в лесу появляются первые цветы и называют их первоцветами. Какие первоцветы вы знаете? Как вы считаете, надо рвать первоцветы или нет? И почему нельзя их рвать?

Ядовитые растения. В лесу растет много ядовитых растений, многие из них плодоносят ягодами, так и хочется их сорвать и попробовать на вкус. Но делать этого категорически нельзя. Бузина черная, волчье лыко, вороний глаз и многие другие растения являются ядовитыми. Но опять же, будучи ядовитыми для человека, они могут быть полезными для животных.

Гадюка. В лесу водится также много рептилий? Каких рептилий вы знаете ? Среди них самая ядовитая – это гадюка. Как вы думаете, гадюка может нападать просто так? И в каких случаях она нападает? Как надо себя вести идя по лесу, чтобы этого не случилось?

Болото. Есть такая пословица «Не зная броду, не лезь в воду». Если вы не умеете плавать или плаваете плохо, лучше водоем обойти, или найти мостик и не лезть в воду, если вы плохо представляете глубину водоема. А в болото лучше вообще не лезть, потому, что дно затягивает, и вы подвергаете свою жизнь большой опасности.

Пчела. Пчелка может больно ужалить, но делает это крайне редко, если вы ее напугаете, будете размахивать руками. Пчелки очень полезные насекомые и большие труженики, к ним надо относиться бережно. Вы знаете о том, что одна пчелка , чтобы собрать килограмм меда, должна облететь 10 миллионов цветков и 300 000 тысяч километров. Ученые установили, что количество пчел с каждым годом уменьшается и это связано с развитием сотовой связи и когда исчезнет последняя пчелка, человечество просто вымрет.

Учитель: Ребята, а вы не устали, а давайте мы проведем веселую физминутку.

Учитель: Вы немного отдохнули и мы можем продолжить работу дальше и попытаемся с вами сформулировать правила поведения в лесу таким образом, что бы обеспечить свою безопасность и не причинить вреда растительному и животному миру леса. Но прежде, мы должны знать, что надо брать с собой в лес, как одеться и самое главное, как себя вести.

Что брать с собой в лес:

— Если вы собрались пойти в лес, предупредите об этом родных.

— Обязательно возьмите с собой спички, компас, нож и заряженный сотовый телефон.

— Идя в лес, надевайте яркую и удобную и теплую одежду, дождевик. Обувь должна быть удобной и лёгкой.

Учитель: Хорошо, это мы выяснили. А теперь я предлагаю, вам самостоятельно выбрать правильные варианты правил поведения в лесу и объяснить, почему надо поступить так, а не иначе.

( дети получают раздаточный материал)

Правила поведения в лесу (правильный вариант)

Не уходить далеко от знакомых мест.

Уметь вести себя в лесу, на прогулке, за городом: не кричать, не пугать диких животных, птиц. Они любят добрых детей.

Не рвать цветы, особенно первоцветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

Не рвать лесные ягоды, грибы, если не знаешь, полезны они или ядовиты

Не ломать зря деревья. От этого они сохнут и погибают.

Не ловить ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.

Не сорить в лесу. Убирать за собой мусор и стеклянную посуду, не оставлять бутылки или осколки стекла; не разводить костры в местах с сухой травой. Помни, что пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

Не применять для розжига костра легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;

Не оставлять без присмотра недогоревший костёр;

Не сжигать мусор из пластмассы, полиэтилена, лучше его закопать. А вот бумажные обертки, салфетки, тканевые тряпки можно и сжечь.

Правила поведения в лесу (неправильный вариант)

Я хожу в лес один, никого не предупреждаю

В лесу мы громко смеемся, кричим.

В лесу много цветов, они такие красивые, нарвем букетик для любимой мамы.

А как много грибов и ягод в лесу, я проголодался, надо попробовать.

Какая красивая зеленая ящерка, поймаю и возьму домой в аквариум.

Ну вот поели, попили, можно и домой идти, а мусор такой тяжелый, тащить его неохота, оставим здесь, ничего страшного.

Чтобы костер быстрее разгорелся , дайка плеснем керосинчика;

Костер почти потух, можно и не заливать его водой;

Пластмассовые бутылки так здорово лопаются на костре, как питарды.

( затем дети зачитывают правильные варианты ответов)

Учитель: Наш урок подходит к концу, но у нас осталось несколько минут и я предлагаю, вам сочинить вместе историю о том, как мы сходили в лес.

( учитель начинает фразой: «Однажды ранней весной я решил сходить в лес…»

, затем учитель показывает слова, а дети продолжают сочинять историю самостоятельно»

Примерный рассказ: Однажды ранней весной я решил сходить в лес, ярко светило весеннее солнце, обдувал легкий ветерок, в лесу было свежо и тихо. Я шел по тропинке и наслаждался хорошей погодой, пением птиц, свежим воздухом. Затем я свернул на другую тропинку, потом еще на другую и вдруг под ногами увидел ярко зеленую ящерку, которая тут же юркнула в кусты. Пройдя немного дальше, я увидел большую поляну, на которой росло много подснежников, они были такие красивые и нежные и все тянулись к солнышку. Мне очень хотелось их сорвать, но я решил просто ими полюбоваться, сидя на пеньке. Вскоре солнышко спряталось за тучки и в лесу стало прохладно, я подумал, что слишком легко оделся и стал собираться домой. Но пройдя обратно по тропинке, я понял, что заблудился. Вначале я немного растерялся, но потом все же взял себя в руки и стал думать, что делать и прислушиваться к звукам. Где то очень далеко я услышал сигнал машины и пошел на звук. По мере того, как я шел звук приближался, и вскоре среди деревьев показалась автомобильная трасса, я вздохнул с облегчением. В лесу, конечно, хорошо, а дома лучше.

Учитель: Ребята, у нас получилась поучительная история, которая может случиться и в жизни, поэтому, вы должны помнить всегда, что мы лишь гости в лесу и должны соблюдать правила поведения в лесу.

Правила безопасного поведения в лесу

Если собрались отправиться в поход, значит, пришло время изучить правила поведения в лесу. Во время прогулки необходимо помнить о сохранении природы и, конечно же, о собственной безопасности. Чтобы уберечься от клещей и иных насекомых, желательно, надеть шапку или панаму, куртку или свитер с длинными рукавами, плотные штаны, их следует вправить в обувь, лучше обуть резиновые сапоги. Также нужно воспользоваться специальными кремами и мазями от укусов насекомых. Обязательно иметь при себе запас воды, хотя бы на сутки. Не стоит забывать о средствах личной гигиены.

Чтобы общение с природой оставило только хорошие воспоминания, рассмотрим основные правила, помогающие избежать опасных непредвиденных ситуаций:

не ходите в лес одни, только со взрослыми;

возьмите с собой телефон для связи с родственниками;

вернуться из леса нужно до наступления темноты;

не уходите вглубь леса;

не стоит въезжать в лес на транспорте, это вредит растительности;

запрещено разжигать костер без взрослых, ведь огонь опасен, как для человека, так и для обитателей леса, очень трудно остановить его распространение;

не сжигайте высохшую траву или листья;

не бросайте мусор, нельзя загрязнять природу, это дом для зверей и птиц;

не бейте стекло, поранитесь сами и нанесете вред обитателям леса;

нельзя шуметь в лесу: кричать, слушать громкую музыку, такое поведение вызывает беспокойство у лесных жителей;

не обижайте диких животных, они опасны в разъяренном состоянии, если появилась опасность нападения, не показывайте страх и не стойте спиной, лучше потихоньку постоять и подождать, когда животное уйдет;

не следует забирать детенышей животных, они могут быть переносчиками очень опасных заболеваний;

не трогайте гнезда птиц, птенцов, яйца, ведь птицы могут оказаться в опасности, вы можете привлечь внимание хищников, также никогда не уносите с собой птенцов, они не смогут выжить в неволе;

не разрушайте муравейники, муравьи – это санитары леса, своей работой они приносят огромную пользу;

не ловите шмелей, бабочек, стрекоз, божьих коровок, они опыляют растения и уничтожают вредителей, погубив их, вы поставите под угрозу природу;

не вылавливайте лягушек и головастиков;

не убивайте пауков, не рвите паутину;

ходите в лесу только по тропинкам, не вытаптывайте растительность и почву, ведь могут пострадать травы и многие насекомые;

не ломайте ветки кустарников и деревьев, не делайте памятных надписей на них, не отрывайте кору, не собирайте сок с берез (если не имеете нужных навыков), берегите их, не наносите вред;

не срывайте цветы, тем более с корнем, ведь они не вырастут снова, среди них могут быть редкие, занесенные в Красную книгу, лесные цветы должны радовать своей красотой, а не вянуть в букетах;

разрешается сбор знакомых лекарственных трав, ягод, орехов, если в лесу их много;

никогда не пробуйте на вкус незнакомые ягоды, растения и грибы, велика вероятность, что они ядовиты;

собирать съедобные грибы можно только под присмотром взрослых, ни в коем случае не вырывая их, пользуйтесь ножичком, чтобы не повредить грибницу;

не топчите несъедобные грибы, ведь они являются едой для животных.

Помните, правильное поведение в лесу – залог вашей безопасности.

Повторим основные правила безопасного поведения в лесу

О сновные правила, как нужно вести себя в лесу, если заблудился. В данной ситуации не стоит поддаваться панике и бежать без оглядки. Необходимо успокоиться, оставаться на том же месте и позвать на помощь. Вас не нашли, значит, пришло время звонить родственникам, друзьям, если нет связи, то следует набрать номер службы спасения – 112, она доступна всегда. Сообщите о том, что вас окружает, вам подскажут, как выйти из леса. Правила поведения в лесу для школьников подразумевают знание частей света. В полдень встаньте спиной к солнцу, ваша тень будет указывать на север, восток окажется по правую руку, а запад – по левую. Следуйте указаниям специалиста МЧС.

Если у вас нет телефона, то прислушайтесь к звукам вокру г, заслышав людские голоса, звук машин или другие признаки цивилизации, идите в том направлении. Если нет таких звуков, то следует отыскать ручей, он обязательно приведет к реке, если есть река, значит, поблизости будут люди. По пути следования оставляйте зарубки на деревьях или заламывайте веточки, это укажет ваше направление спасателям и поможет вам, если вы будете ходить по кругу. Природа меняется, поэтому не стоит полагаться на расположение мха и муравейников. Попробуйте вспомнить с какой стороны вы вошли в лес, в каком направлении двигались. Оглядитесь, если увидели линии электропередач, то следуйте вдоль них.

Не удалось выйти из леса и темнеет, готовьтесь к ночлегу. Необходимо сделать шалаш из веток, развести небольшой костер (соблюдая меры предосторожности), и лечь спать возле костра. Думайте только о хорошем, наступит новый день, и вас обязательно найдут.

Алексей Бартош/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Gk-Rosenergo.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: