Требования к лифтам в жилых домах

СП 54.13330.2016 Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003 (с Изменениями N 1, 2, 3) / Свод правил от 03 декабря 2016 г. № 54.13330.2016

Требования к лифтам в жилых домах

Требования к лифтам в жилых домах

ЗДАНИЯ ЖИЛЫЕ МНОГОКВАРТИРНЫЕ

Multicompartment residential buildings

Дата введения 2017-06-04

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛЬ — Акционерное общество «ЦНИИЭП жилища — институт комплексного проектирования жилых и общественных зданий» (АО «ЦНИИЭП жилища»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

6 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные»

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Изменения N 1, 2, 3 внесены изготовителем базы данных по тексту М.: Стандартинформ, 2019

Введение

Настоящий свод правил актуализирован в целях повышения уровня безопасности людей и сохранности материальных ценностей в соответствии с федеральными законами [1] и [2], выполнения требований Федерального закона [3], повышения уровня гармонизации с требованиями международных нормативных документов, применения единых методов определения эксплуатационных характеристик и методов оценки и учета санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых многоквартирных зданиях.

Свод правил выполнен авторским коллективом: АО «ЦНИИЭП жилища — институт комплексного проектирования жилых и общественных зданий» (канд. архит. проф. А.А.Магай, канд. архит. А.Р.Крюков (отв. исп.), канд. архит., доц. Н.В.Дубынин, арх. С.А.Куницын, инж. Ю.Л.Кашулина, инж. М.А.Жеребина); АО ЦНИИПромзданий (канд. техн. наук Т.Е.Стороженко); ОАО «Академия коммунального хозяйства имени К.Д.Памфилова» (вед. науч. сотр. В.Н.Суворов); ОАО «Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве» (А.И.Тарада), ООО «Верхне-Волжский Институт Строительной Экспертизы и Консалтинга» (М.В.Андреев).

Изменение N 1 к настоящему своду правил разработано авторским коллективом АО «ЦНИИПромзданий» (руководитель разработки — д-р техн. наук, проф. В.В.Гранев, руководитель темы — канд. архитектуры Д.К.Лейкина, ответственный исполнитель — канд. архитектуры Н.В.Дубынин; исполнители — Ю.Л.Кашулина, А.И.Хорунжая); ОАО «Академия коммунального хозяйства имени К.Д.Памфилова» (В.Н.Суворов).

Изменение N 3 к настоящему своду правил разработано авторским коллективом АО «ЦНИИПромзданий» (руководитель разработки — д-р техн. наук, проф. В.В.Гранев, ответственный исполнитель — канд. архитектуры Н.В.Дубынин; исполнители — канд. техн. наук М.Ю.Граник, Ю.Л.Кашупина, А.И.Хорунжая).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил распространяется на проектирование и строительство вновь строящихся и реконструируемых многоквартирных жилых зданий высотой* до 75 м, в том числе общежитий квартирного типа, а также жилых помещений, входящих в состав помещений зданий другого функционального назначения.

* Здесь и далее по тексту высота жилого здания — в соответствии с определением по пункту 3.1 СП 1.13130.2009

1.2 Свод правил не распространяется: на блокированные жилые дома, проектируемые в соответствии с требованиями СП 55.13330, в которых помещения, относящиеся к разным квартирам, не располагаются друг над другом, и общими являются только стены между соседними блоками; мобильные жилые здания; жилые помещения маневренного фонда, указанные в [4, статья 92, часть 1, пункты 2)-8)].

1.3 В процессе строительства и при эксплуатации многоквартирных жилых зданий отступать от параметров, установленных в настоящем своде правил, не допускается.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 25772-83 Ограждения лестниц, балконов и крыш стальные. Общие технические условия

ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях

ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

ГОСТ 33125-2014 Устройства солнцезащитные. Технические условия

ГОСТ 33984.1-2016 (EN 81-20:2014) Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке. Лифты для транспортирования людей или людей и грузов

ГОСТ Р 22.1.12-2005 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования

ГОСТ Р 51773-2009 Услуги торговли. Классификация предприятий торговли

ГОСТ Р 53254-2009 Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 56420.2-2015 (ИСО 25745-2:2015) Лифты, эскалаторы и конвейеры пассажирские. Энергетические характеристики. Часть 2. Расчет энергопотребления и классификация энергетической эффективности лифтов

ГОСТ Р 56926-2016 Конструкции оконные и балконные различного функционального назначения для жилых зданий. Общие технические условия

ГОСТ Р 58020-2017 Система коллективного приёма сигнала эфирного цифрового телевизионного вещания. Основные параметры, технические требования, методы измерений и испытаний

СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с изменением N 1)

СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (с изменением N 1)

СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности

СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (с изменением N 1)

СП 6.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности

СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности

СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности (с изменением N 1)

СП 14.13330.2018 «СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах»

СП 20.13330.2016 «СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия» (с изменениями N 1, N 2)

СП 21.13330.2012 «СНиП 2.01.09-91 Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах» (с изменением N 1)

СП 22.13330.2016 «СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений» (с изменениями N 1, N 2)

СП 24.13330.2011 «СНиП 2.02.03-85 Свайные фундаменты» (с изменениями N 1, N 2, N 3)

СП 25.13330.2012 «СНиП 2.02.04-88 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах» (с изменениями N 1, N 2, N 3)

СП 28.13330.2017 «СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии» (с изменением N 1)

СП 30.13330.2016 «СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий» (с изменением N 1)

СП 31.13330.2012 «СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (с изменениями N 1, N 2, N 3, N 4)

СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»

СП 50.13330.2012 «СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий» (с изменением N 1)

СП 52.13330.2016 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение»

СП 55.13330.2016 «СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные» (с изменением N 1)

СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»

СП 60.13330.2016 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» (с изменением N 1)

СП 62.13330.2011 «СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы» (с изменениями N 1, N 2)

СП 63.13330.2018 «СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения»

СП 70.13330.2012 «СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции» (с изменениями N 1, N 3)

СП 71.13330.2017 «СНиП 3.04.01-87 Изоляционные и отделочные покрытия» (с изменением N 1)

СП 88.13330.2014 «СНиП II-11-77* Защитные сооружения гражданской обороны» (с изменениями N 1, N 2)

Как вводится в эксплуатацию лифт: инструкция для УО

Управляющая домом организация отвечает за содержание и ремонт лифта в доме. При его ремонте и замене УО обязана организовать ввод оборудования в эксплуатацию согласно требованиям НПА. Рассказываем, как проходит эта процедура и где найти нужные формы документов.

Лифтовое оборудование после замены или модернизации требует введения в эксплуатацию

Требования к содержанию лифтового оборудования многоквартирных домов установлены положениями:

  • минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (ПП РФ № 290);
  • Правил № 170;
  • ПП РФ № 491;
  • Технического регламента Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов», утверждённого решением ТС от 18.10.2011 № 824 (ТР ТС);
  • постановления Правительства РФ от 24.06.2017 № 743.

Согласно ч. 1.1 ст. 36 ЖК РФ, лифт входит в состав общего имущества МКД, поэтому за его состояние отвечают собственники помещений в этом доме или, в случае заключения договора управления, УО (ч. 1 ст. 39 ЖК РФ). Расходы на содержание подъёмника включаются в ежемесячную плату за жилищные услуги (ч. 1.2 ст. 154 ЖК РФ). При этом расположение (этаж) и статус помещения (жилое/нежилое) собственника не имеют значения: обслуживание лифтов оплачивают все владельцы помещений.

В Приложениях 1 и 3 ТР ТС 011/2011 подробно изложены требования к безопасности лифтов и схемы подтверждения соответствия оборудования этим требованиям. Согласно ч. 5 ст. 4 ТР ТС 011/2011, если в паспорте оборудования не указаны сведения о сроке службы, то он приравнивается к 25 годам со дня ввода в эксплуатацию.

Затем без предварительного освидетельствования использовать его запрещено (ч. 3.4 ст. 4 ТР ТС 011/2011). Результаты проверки покажут, можно ли модернизировать оборудование или оно подлежит замене. После ремонта/замены лифтовое оборудование должно быть введено в эксплуатацию.

УО как владелец лифта организует процедуру осмотра лифта и получает документы от Ростехнадзора

За введение лифта в эксплуатацию после капремонта или замены отвечает его владелец. Согласно п. 3 ПП РФ № 743, владелец лифта – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие объектом на праве собственности либо ином законном основании и осуществляющие использование и содержание объекта. В многоквартирном доме владельцем лифта является УО, если собственники заключили с ней договор управления.

Процедура допуска нового/отремонтированного подъёмника к использованию состоит из нескольких этапов:

  1. Оценка соответствия смонтированного (модернизированного) лифта требованиям ТР ТС 011/2011 в форме декларирования (п. 6 ПП РФ № 743).

Декларирование соответствия — это обязательная процедура подтверждения качества оборудования в соответствии с ТР ТС и российскими стандартами безопасности. Оформленная в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ декларация о соответствии регистрируется в электронной форме в едином реестре в течение трёх дней со дня её принятия.

Для регистрации декларации о соответствии подрядчик/монтажная компания, с которыми УО заключила договор на замену/ремонт лифта, направляет в орган по сертификации заявление и документы с доказательствами, на основании которых производится декларирование. Процедура проводится на основании:

  • собственных доказательств – протокола проверки функционирования оборудования после окончания монтажа, паспорта, монтажного чертежа смонтированного лифта и проектной документации на его установку;
  • доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории, – акта и протокола полного технического освидетельствования, проведённого в соответствии с ГОСТ Р 53782-2010.

Подробная схема декларирования приведена в приложении 3 ТР ТС 011/2011. После регистрации декларации в реестре можно приступать непосредственно к допуску оборудования к использованию.

  1. Ввод лифта в эксплуатацию после монтажа проводится с участием представителей УО, монтажной организации и представителя Ростехнадзора в соответствии с п.п. 6–8 ПП РФ № 74З.
  • Владелец лифта направляет в Ростехнадзор уведомление о новом оборудовании, готовом к использованию, и прилагает копии договоров о выполнении работ по монтажу:

Из формы уведомления, утверждённой приказом Ростехнадзора от 14.08.2017 № 309

  • Представитель Ростехнадзора в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления должен провести контрольный осмотр лифта и составить акт об этом. Форма акта приведена в приложении 2 приказа Ростехнадзора от 14.08.2017 № 309. В нём указывается наличие всех необходимых документов на лифт, наличие декларации соответствия, есть ли какие-то нарушения, возможность введения лифта в эксплуатацию.
  • В течение 5 рабочих дней со дня осмотра Ростехнадзор принимает решение о вводе лифта в эксплуатацию, что оформляется актом ввода в эксплуатацию

Акты составляются в двух экземплярах: один остаётся в Ростехнадзоре, второй передаётся владельцу лифтового оборудования.

  1. На основании акта ввода в эксплуатацию лифт ставится на учёт в государственном реестре Ростехнадзора, о чём владелец лифта получит письмо с указанием клиентского номера. Уведомление направляется в течение пяти рабочих дней с момента внесения данных в реестр (п.п. 10, 11 ПП РФ № 743).

Пример уведомления о вводе лифтов в эксплуатацию

  1. Сведения о вводе лифта в эксплуатацию и постановке на учёт вносятся в техническую документацию дома (п. 14 ПП РФ № 743). Документы на лифты включаются в неё согласно п. 1.5.1 Правил № 170.
Читайте также  Огнетушители для грузовых автомобилей требования

Запомнить

Процедура ввода в эксплуатацию нового или отремонтированного лифта включает в себя следующие этапы:

  1. Монтажная компания регистрирует декларацию соответствия на каждый новый лифт.
  2. УО направляет в Ростехнадзор уведомление о готовности оборудования к вводу в эксплуатацию.
  3. Представитель Ростехнадзора проводит контрольный осмотр и составляет соответствующий акт, на основании которого принимается решение о вводе лифта в эксплуатацию.
  4. Надзорное ведомство составляет акт ввода оборудования в эксплуатацию и вносит данные о нём в реестр.
  5. УО получает свои экземпляры актов и письмо с клиентским номером в реестре. Документы включаются в состав технической документации на дом.

При этом УО следует иметь в виду, что в случае, если при контрольном осмотре лифта представитель Ростехнадзора выявит несоответствия, то они будут зафиксированы в акте осмотра. УО будет обязана устранить данные нарушения и повторить всю процедуру (п.п. 4.11, 4.12 ГОСТ Р 55969-2014). Сделать это нужно в кратчайшие сроки: лифт нельзя использовать, пока он не будет официально введён в эксплуатацию.

Пожарная безопасность лифтов: правила и требования

При возникновении пожара внутри объекта с лифтом, возникает опасность задымления шахт, кабин, блокировки людей, находящихся в них, из-за повреждения оборудования.

Пожарная безопасность лифтов – это уровень защиты оборудования, пассажиров, грузов от огня, дыма и высокотемпературного теплового воздействия.

За ее обеспечение отвечают:

  • Собственники зданий, их частей, где они установлены.
  • Организации, на балансе которых находятся объекты с лифтами.
  • Управляющие компании или ТСЖ.
  • А также предприятия, осуществляющих установку и технический сервис оборудования.

Пассажирский лифт внутри здания

Требования пожарной безопасности

Согласно ГОСТ 33605-2015, дающего термины, определения лифтовому хозяйству, лифты – это устройства, перемещающие людей и/или грузы с одного этажа/уровня строительного объекта на другой внутри кабины, что движется по жестким направляющим с углом отклонения от вертикали не больше 15°.

Существуют следующие виды таких инженерных устройств:

  • Лифты пассажирские.
  • Грузопассажирские.
  • Грузовые лифты.
  • Для транспортировки пациентов медицинских учреждений, часто называемые больничными.
  • Лифты для пожарных подразделений, позволяющие использовать их для разведки, ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Противопожарные требования к лифтам изложены во многих законодательных, нормативных документах, начиная со статей 88, 89, 140 ФЗ-123 – «Технического регламента о требованиях ПБ»:

  • Предел стойкости к огневому воздействию дверей шахт – не ниже EI 30, а на объектах высотой не больше 28 м – Е 30.
  • Строительные конструкции ограждения лифтов, размещенных вне лестничных отсеков, машинных отделений, за исключением размещаемых на кровле, должны отвечать параметрам огнестойких перегородок первого типа, перекрытий – третьего типа. При этом не предъявляются требования по огнестойкости к строительным элементам, разделяющим шахты, машинные помещения.
  • Строительные проемы шахт, выходящие в холлы, фойе, коридоры, кроме поэтажных площадок лестниц, следует заполнять дверями, стойкостью к огню не меньше EI 30; противопожарными шторами с пределом не меньше EI 45, автоматически заполняющими проемы при обнаружении очага возгорания.
  • В строительных объектах, чья высота равна/больше 28 м, шахты лифтов, не обеспеченные тамбур-шлюзами с избытком воздушного давления, холлами с системами его подпора, необходимо оснащать вентиляционными установками, создающими избыток воздушного давления в лифтовых шахтах.
  • В подземных этажах строительных объектов входы в лифты должны быть защищены тамбур-шлюзами первого типа, обеспеченными при возникновении возгорания установками нагнетания избыточного воздушного давления.
  • Эвакуационными путями эвакуации не следует считать лифты, коридоры объектов с выходами из лифтов; лифтовые холлы, тамбуры лифтов, если их ограждения не являются строительными преградами огню.
  • На площадках этажей зданий около лифтов, используемых людьми, чья возможность передвижения ограничена, следует создавать зоны безопасности, защищенные от контакта с опасными факторами пожара, где они будут дожидаться прибытия пожарно-спасательных подразделений. К таким лифтам предъявляют требования ПБ, аналогичные для подъемного оборудования, предназначенного для транспортирования бойцов пожарных формирований.

СП 112.13330.2011, регламентирующий ПБ объектов, указывает:

  • В строительном объеме лестниц, за исключением незадымляемых, следует устанавливать не больше 2 лифтов для пассажиров, что опускаются до 1 этажа здания. При этом элементы ограждения шахт следует выполнять из негорючих стройматериалов, без требований к стойкости к огню.
  • Аналогичные требования предъявляются для шахт, возводимых вне строительного объема строений.
  • Не допускается устраивать выходы из грузовых лифтов в лестничные отсеки строительных объектов.

Противопожарные требования к видам, устройству лифтов также установлены рядом национальных стандартов:

  • ГОСТ 34442-2018 – о пожарной безопасности лифтов, регламентирующий требования к пассажирским, грузопассажирским лифтам, не предназначенным для продолжения эксплуатации при возникновении пожара внутри строительных объектов.
  • Его действие распространяется на вновь устанавливаемые устройства, предназначенные для транспортировки пассажиров и/или грузов, на объектах, защищенных установками сигнализации о пожаре; а также он может использоваться в качестве нормативной базы для повышения уровня пожарной безопасности эксплуатируемых лифтов.
  • ГОСТ Р 53296-2009 об установке лифтов для пожарных подразделений, которые в нормальных условиях могут эксплуатироваться для перевозки пассажиров.

Машинными отделениями лифтов называют специальные помещения, выделенные стенами/перегородками, перекрытиями с дверями/люками, предназначенные для установки одного/нескольких приводов кабин лифтов, другого лифтового оборудования. В многоквартирных домах они размещаются на верхнем, техническом этаже, а в общественных зданиях, по СП 118.13330.2012*, их допустимо размещать также в подземном этаже.

Машинные отделение лифтов и пожарная безопасность которых у многих жильцов многоэтажных домов нередко вызывает опасения, на самом деле не настолько пожароопасные помещения, ведь категория машинного помещения лифта по пожарной безопасности – В4.

Это обусловлено невысоким объемом удельной пожарной нагрузки – наличием приборов управления, электродвигателя привода лифта, электрических кабелей, проводов; небольшого количества смазочных материалов, нанесенного на элементы механизмов подъемного-опускного оборудования.

К пожароопасным помещениям строительных объектов категории В СП 12.13130.2009 относит те, что характеризуются следующими видами пожарной нагрузки – горючими, трудногорючими материалами, веществами, находящимися в твердом, пылеобразном, волокнистом, жидком состоянии, которые взаимодействуя друг с другом, водой, окислителями, включая кислород воздуха, способны только гореть.

В зависимости от общего количества, способов размещения, физико-химических свойств этих материалов, хранящихся на площадях пожароопасных помещений категории В, их подразделяют на четыре типа – от В1 до В4, которая с нормативными показателями удельной пожарной нагрузки 1–180 МДж·м -2 является наименее опасной.

Критерием определения категорий В1–В4 служит отношение удельной пожарной нагрузки к площади размещения, которая для категории В4 на любых участках пола помещения не должна быть больше 10 м 2 .

СП 5.13130 не включает в перечень объектов защиты шахту и кабину лифта, которые нет необходимости оборудовать установками сигнализации и тушения пожаров. К В4 относится только машинное отделение, потому что это помещение.

В СП 12.13130 дается методика расчетов категорий по пожарной опасности, позволяющие определить машинные отделения как помещения категории В4.

Согласно расчетам на основе методик СП 12.13130, к таким помещениям так же относятся (категории В4) :

  • Электрощитовые.
  • Вентиляционные камеры.
  • Машинные отделения лифтов.

В связи с этим сигнализация в них не требуется.

Лифтовые холлы

Стоит еще немного рассказать отдельно про лифтовые холлы в свете требований законодательства, противопожарных норм:

  • В статье 88 ФЗ-123 указывается, что цеха, имеющие категории А, Б по взрывопожарной опасности, необходимо отделять от других отсеков объекта, в том числе лифтовых холлов, преградами с тамбурами, имеющими постоянный воздушный подпор.
  • СП 54.13330.2016 – в лифтовых холлах жилых многоквартирных домов необходимо устанавливать двери со светопрозрачным остеклением из армированного стекла.
  • СП 118.13330 указывает, что в общественных зданиях ширина холлов лифтов для пассажиров выполняется не меньше 2 м при расположении лифтов в один ряд, а глубина лифтовой кабины не больше 1,5 м; 2, 5 м – при глубине 1, 5–2 м; 1, 3 глубины кабины, если она больше 2 м.

При расположении лифтов в два ряда ширина лифтового холла принимается не меньше удвоенной глубины кабины.

Нормы правил пожарной безопасности

«ППР в РФ» запрещают на защищаемых объектах:

  • Устанавливать в лифтовых холлах объекты розничной торговли – киоски, ларьки, а также устраивать подсобные, складские помещения, организовывать хранение горючих материалов.
  • Размещать в лифтовых холлах оборудование, изделия, а также производственные отходы, мусор.

Руководитель организации должен обеспечить незадымляемость лифтовых холлов, что используются как безопасные зоны для граждан, ограниченных в возможности самостоятельного передвижения. Это достигается поддержанием в исправном состоянии строительных преград огню, заполнений в них, систем противодымной защиты; наличием средств защиты дыхания, связью с помещением пожарного поста, размещением знаков ПБ, указывающих направление движения.

Довольно много противопожарных требований изложено в «Техническом регламенте о безопасности лифтов», касающихся документального сопровождения, включая наличие сертификатов пожарной безопасности, использования, технического лифтового оборудования; а также диспетчерского контроля за их работоспособностью, методах безопасной эвакуации пассажиров из кабин.

Пожарная сигнализация в лифте

Вопрос: Нужна ли пожарная сигнализация в лифте?

По нормам – ни в машинном отделении, ни в шахте лифта, ни в кабине сигнализация не нужна.

В машинном отделении, потому что это В4, о чем есть прямое указание в СП 5.13130 по сигнализации; в кабине и шахте – они нигде не упоминаются в нормах. Так что на это вопрос можно и развернуто ответить, а можно кратко – нет, не нужна.

Пожарные извещатели в кабине лифта иногда монтируют компании производители, которые входят в систему пожарной сигнализации это совокупность систем безопасности здания и установки обнаружения очага возгорания, смонтированной внутри лифтовой кабины. Обычно состоит из дымового пожарного извещателя в защищенном исполнении, смонтированного за подвесным потолком пассажирской кабины.

Блок управления лифтами, подключенный к системам пожарной сигнализации объекта, позволяет при срабатывании отправлять управляющий сигнал для принудительного опускания лифтовой кабины на 1 этаж здания, блокировки ее для дальнейшего использования во время пожара.

Виды сигнализации, которые устанавливают внутри строительного объекта, оснащенного лифтами, зависят от его назначения, основного вида пожарной нагрузки. Чаще всего это комплекс приемно-контрольных приборов с датчиками дыма, подсоединенных к централизованной панели управления, установленной в помещении диспетчерской (пожарного поста).

ВАЖНО: шахта лифта, по сути, является трубой, по которой открытый огонь и ядовитые дымовые газы могут чрезвычайно быстро распространиться по всем этажам строительного объекта, если не будет обеспечена комплексная пожарная безопасность лифта.

Комплекс противопожарных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности лифтов

Выделение лифтовых шахт, машинных отделений, лифтовых холлов, тамбуров противопожарными преградами с огнестойким заполнением проемов в них как на стадии проектирования, так и в процессе строительства, эксплуатации зданий.

Блокировка управляющей аппаратуры лифтового оборудования с системами сигнализации, противодымной защиты для оперативной доставки кабины лифта на первый этаж здания для эвакуации пассажиров, невозможности дальнейшего использования до ликвидации пожара.

Соблюдение противопожарного режима на путях эвакуации в зонах лифтовых холлов.

Заключение руководителями объектов договоров со специализированными предприятиями, осуществляющими технический сервис лифтового оборудования, систем пожарной автоматики.

Организация постоянного диспетчерского контроля за работоспособностью лифтов.

Лифтовой холл: каким он должен быть?

Пассажирские лифты в жилом доме обычно размещают в едином объемно-планировочном пространстве, включающим шахту, лестнично-лифтовой холл, чтобы:

  • увеличить производительность вертикального транспорта;
  • установить одну схему управления для нескольких лифтов, разместив в одном машинном помещении;
  • сделать эффективным техническое обслуживание грузоподъемных механизмов;
  • усовершенствовать вентиляционную схему, обеспечивающую подпор воздушных потоков в шахты, лифтовые тамбуры.

Проектировщики считают рациональным размещение лифтового узла с холлом в центральной части здания, чтобы сократить расстояние между помещениями и вертикальным транспортом.

  • Особенности холла для пожарных лифтов
  • Двери в лифтовой холл
  • Материалы изготовления и цена

Требования к лифтовым холлам

Основные нормы, регламентируются правилами:

  • СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения». Обновленная версия СНиП 31-06-2009;
  • СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные». Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003;
  • НПБ 250-97 «Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях. Общие технические требования».

Согласно своду правил выход из кабины обеспечивается сквозь холл вертикального транспортного средства (допускается совмещение с вестибюлем, если позволяет площадь). При проектировании помещения холла учитываются конструктивные особенности: оптимальное местоположение, пожарная безопасность и габариты. Четкое соблюдение условий необходимо для безопасной быстрой эвакуации людей при возникновении чрезвычайной ситуации.

Размеры

Габариты лестнично-лифтового холла определяются на основании:

  • ширины кабины, глубины;
  • числа лифтов в одной линии.

Используются несколько компоновочных схем местоположения лифтового оборудования: однорядная и групповая. В одну линию разрешается размещать не более четырех штук, в группе – до восьми. Организация, эксплуатирующая подъемные машины, обязана обеспечивать их рабочее состояние, проводить регулярное техническое обслуживание, своевременно приобретать лифтовые запчасти.

Читайте также  Требования к газовым шлангам для баллонов

Ширина

Минимальная ширина лифтового холла общественного здания составляет 2, максимальная – 5 метров. Расчет осуществляется таким образом:

  • при установке лифтов в одну линию ширина тамбура принимается не ниже габарита кабины по глубине, умноженной на коэффициент 1,3. Соответственно, размер пассажирского подъемника при однорядном расположении обязан составлять: 2 метра — если глубина кабины до 1,5 м, 2,5 — когда размер равняется 1,5 — 2 м.
  • для двухрядного размещения величина глубины кабины удваивается, однако не может быть более 5 метров.

Лифты с глубиной кабины равной 2100 мм и более, обязаны обладать шириной лифтового холла не менее 2,5 метра.

Глубина

Параметр имеет существенное значение, особенно для подъема/спуска больных на носилках, детских колясок. Размер прилифтовой территории от стенки шахты до противолежащей стены холла принимается не меньше максимальной величины глубины кабины. Глубина холла равна или больше:

  • 1,5 м при однорядном размещении с кабиной 1,1 м, грузоподъемностью 630-1000 килограмм;
  • 2,1 м для такого же расположения, но с кабиной 2,1 м;
  • 1,8 и 2,5 м для двухрядного размещения лифтов с глубиной кабин 1,1 и 2,1 м;

Приведенные значения не учитывают проходимость людей, не пользующихся лифтами.

Пожарная безопасность

Интенсивное распространение огня по вертикальным коммуникациям, при использовании горючих материалов в отделке, способно достигнуть катастрофических размеров до прибытия пожарных подразделений. Поэтому отделка тамбура подъемного устройства выбирается низкой горючести. Не допускается отделка материалами класса горючести Г3 и выше, дымообразования Д3, воспламеняемости В3. Выбирая отделочные материалы, стоит использовать металл, плитку, камень, огнестойкое стекло.

Класс горючести покрытия пола, независимо от размеров помещения, не должен быть выше «умеренной».

Расположение лифтов, габариты холла, зона безопасности (безопасное место, позволяющее защитится от пожара), тщательно рассчитываются не только из соображений удобства – все параметры обязаны соответствовать требованиям безопасной эксплуатации инженерного оборудования любого сооружения.

Отдельного внимания заслуживает защита безопасных зон для МГН (маломобильные группы населения). Рекомендуется оснащать лифтовые узлы системами сигнализации предоставляющими возможность моментального оповещения о возгорании, задымлении.

Запрещается располагать рядом с холлом кладовые с легко воспламеняющимися горючими вещами, делать выходы прямо к лифтам.

Пути эвакуации

Согласно нормам СНиП 21-01-97 эвакуационным считается выход ведущий наружу из здания первого этажа сквозь фойе, коридор, лестничную клетку, с остальных этажей на лестничную клетку и лестницу третьего типа (наружное открытие).

Запрещает пользоваться лифтами и автоматическими лестницами при чрезвычайных ситуациях, а также выходами из шахт, предлифтовыми помещениями.

Эвакуация через лифтовой холл возможна лишь тогда, когда вертикальные коммуникации снабжены функцией транспортировки пожарных подразделений и отвечают требованиям к противопожарным преградам.

Пути эвакуации при чрезвычайной ситуации обязаны обозначаться на поэтажных планах строения, находиться на видном месте каждого уровня.

Освещение

Освещение лифтовых холлов осуществляется приборами общего и направленного действия: круглые сутки освещается площадка перед лифтом, а луч света одного из приборов направлен на створки вертикального транспорта. Количество поступающего света должно быть одинаковым во всех частях тамбура. Вертикальная плоскость обеспечивается качественным уровнем освещения, позволяющим отчетливо видеть кнопки подъемной машины.

В общественном здании пространство перед грузоподъемником чаще всего освещается люминесцентными лампами.

Экономить электроэнергию помогают светодиодные светильники, оборудованные датчиками с реакцией на шумы, передвижение. Срабатывая при возникновении движения, сенсор переводит оборудование в активное состояние.

Особенности холла для пожарных лифтов

Особые требования предъявляются к тамбурам для пожарных подъемных машин. Согласно ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности», грузоподъемники для пожарных могут устанавливаться как в отдельном лифтовом холле так и в общем с остальными подъемными машинами. Располагающиеся на подземном и цокольном этажах лифтовые холлы должны оснащаться системой приточной автономной вентиляции, позволяющей создать избыточное давления при возгорании. Объем подаваемого воздуха определяется при помощи расчета скорости истечения 1,3 м/c сквозь одну распахнутую дверь тамбура подъемника для шахты, учитывая одну находящуюся в открытом состоянии дверь на этаже возгорания. Холл лифта оборудуется общедомовой системой извещения о пожаре. Если происходит срабатывание системы, грузоподъемник переходит в спецрежим “пожарная опасность”.

Двери в лифтовой холл

Используемые в современных постройках модели дверей бывают разной конструкции. Все чаще можно встретить двупольную дверь с остеклением, позволяющим сделать пространство перед подъемником более светлым. Используемые в офисных постройках модели зачастую однопольные глухие (без остекления).

Противопожарная дверь лифтового тамбура отвечает следующим требованиям:

  • препятствует проникновению огня
  • обеспечивает беспрепятственный выход
  • защищает пассажиров пребывающих внутри
  • сдерживает воздействие огня на оборудование

Блоки двери в предлифтовой холл, ведущие на лестничные площадки, в коридоры общественного использования и тамбуры-шлюзы, оснащаются уплотнителями и доводчиками для надежного притвора. Нельзя ставить запоры, замки, щеколды снаружи и изнутри. Для монтажа используется противопожарная дверь с глухими полотнами, в сооружениях выше 15 метров разрешается ставить дверные блоки, оформленные армированным стеклом, способным выдержать высокие температуры. Размер окошка обязан составлять не более 25 % от площади двери.

Конструктивно изделие состоит из каркаса, произведенного из цельного холоднокатаного листа металла (возможно изготовление из полотна, профильной трубы). Улучшить огнеупорные свойства помогают следующие элементы:

  • лента, расширяющаяся при нагреве
  • высокой плотности базальтовая плита
  • удерживающий дым специальный контур

Огнестойкость изделия находиться выше EI30. Это позволяет сдерживать распространение горения 30 минут, давая возможность локализовать очаг возгорания, произвести эвакуацию жителей при возникновении чрезвычайной ситуации. Данные модели проходят специальные испытания согласно ГОСТ 57327-2016.

Помочь безопасно покинуть помещение может конструкции дверей с системой “антипаника” устанавливающихся на маршруте экстренной эвакуации. Данная конструкция позволяет нажатием на ручку открыть дверь изнутри.

Огнестойкая дверь требуется в холле, когда кабина подъемного устройства не имеет противопожарной преграды. Если в здании установлены противопожарные двери, монтировать огнеупорные конструкции в тамбуре не обязательно.

Пожаропрочные металлоконструкции устанавливаются в тамбурах подъемников следуя нормам СП 4.13130.2013 в следующих случаях:

  • в строении присутствует зона безопасности для маломобильной группы населения;
  • грузоподъемник перевозит пожарные подразделения

Особые требования предъявляются к дверям для пожарных подразделений. Противопожарные нормы проектирования обязывают устанавливать дымогазонепроницаемые двери 2-го типа и перегородки противопожарные первого типа ограждающие тамбур подъемника. Сопротивление дверей дымогазопроницанию не может быть менее 1.96-105 м3/кг. Тамбуры подъемника оснащаются системами приточной вентиляции.

Материалы изготовления и ориентировочная стоимость

Материал Класс огнеупорности (EI) Стоимость (рублей)
дерево 30, 60 от 11 000
металл 30, 60, 90 от 8 500
стекло 30, 45, 60 от 24 000

Приведенные цены и характеристики могут существенно отличаться у разных производителей. Данная информация носит ознакомительный характер.

Новости Барнаула

Опросы

Спецпроекты

  • Газ на Алтае
  • Налоги для физических лиц
  • FITamic
  • FM-Продакшн
  • Все проекты
  • Правила поведения на сайте

  • Алтай
  • Барнаул
  • Коронавирус сегодня
  • Бийск
  • Рубцовск
  • Республика Алтай
  • Политика
  • Экономика
  • Правила жизни Искателей
  • Общество
  • Недвижимость
  • Происшествия
  • Мобильный репортер
  • Экология
  • Здоровье
  • Авто
  • Инфографика
  • Культура
  • Туризм
  • Спорт
  • Наука
  • Только о хорошем
  • Тесты и игры
  • Люди говорят
  • Образование
  • Кухня
  • Дача
  • Только на amic.ru
  • Подкасты
  • Вакансии
  • А это вообще законно?!
  • AmicМилосердие
  • Марафон победы

Прямой эфир

Что делать, если лифт ломается и кто должен платить за его замену?

Лифты — это весьма сложные и опасные инженерные конструкции, без которых сложно представить жизнь в современном городе. Выясним, что нужно знать о лифтах в многоквартирных домах.

В каких жилых домах должны быть лифты, в России определяется сводом правил СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные» (актуализированная редакция СНиП 31-01-2003). В пункте 4.8 этого документа указано, что, если между полом первого и верхнего жилых этажей больше 12 метров, в этом здании должен быть лифт. Высота этажей, особенно в новостройках, отличается от дома к дому. Но если взять указанную в Своде высоту одного этажа в 2,8 м, то лифтами должны быть обеспечены все дома с четырьмя этажами и выше.

Число лифтов на дом определяется его этажностью. Если в здании до девяти этажей, в нем может быть только один лифт. В домах, имеющих 10-19 этажей, — два, 20-25 — три или четыре (в зависимости от суммарной площади квартир на этажах), гласит вышеуказанный Свод правил.

В настоящее время существует большое количество лифтов разных модификаций. Застройщики свободны в выборе производителя и характеристик лифтов, если они соответствуют ряду требований уже упомянутых правил СП 54.13330.2011. Правила устанавливают требования к грузоподъемности, габаритам и скорости движения подъемных устройств.

В домах, имеющих до 18 этажей, скорость движения кабины должна составлять 1 м/с, а в домах от 19 до 25 этажей — 1,6 м/с. Один из лифтов в доме всегда должен быть грузоподъемностью 630 или 1000 кг. А если лифтов в здании больше одного, то один из них может быть грузоподъемностью в 400 кг.

Кабина одного из лифтов должна быть глубиной или шириной (в зависимости от планировки) 2,1 м для возможности размещения в ней человека на санитарных носилках. Ширина дверей кабины по правилам должна обеспечивать проезд инвалидной коляски.

Согласно Жилищному кодексу РФ, лифты, лифтовые шахты и вентиляционные шахты относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. Поэтому платят за содержание, ремонт и проверку состояния этих объектов жильцы. В соответствии с постановлением администрации города Барнаула от 24.12.2010 №4320 «Об оплате жилищных услуг» (в ред. постановления от 29.06.2016 №1272) с первого июля текущего года предельные цены на услуги по содержанию, текущему ремонту и техническому обслуживанию лифтов установлены в размере:

  • содержание лифтов – 2,01 руб. с одного кв. м общей площади;
  • текущий ремонт и техническое обслуживание (в зависимости от видов и сроков эксплуатации лифтов) – с 1,19 руб. до 2,02 руб. с одного кв. м общей площади (приложение);
  • оценка соответствия лифтов, находящихся в эксплуатации в форме периодического технического освидетельствования, – 0,11 руб. с одного кв. м общей площади.

Ответственность за содержание лифтов лежит на управляющих компаниях, которые заключают договор с фирмой, специализирующейся на обслуживании лифтов. Информация о том, что это за компания, должна быть указана в кабинах лифтов и на квитанциях на оплату услуг ЖКХ.

По Жилищному кодексу РФ и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, все жильцы несут бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество. Поэтому жильцы первых этажей оплачивают расходы на содержание и ремонт лифтов на равных правах со всеми остальными жителями дома.

Так было не всегда. В Барнауле до 2006 года жильцы первых этажей были освобождены от оплаты расходов на содержание лифтов. Но решением Центрального районного суда г. Барнаула от 26.06.2006 на основании иска прокурора Алтайского края постановление главы администрации города от 23.12.2005 № 4020 «Об оплате жилищно-коммунальных услуг» было признано недействующим в части платы за лифт. Суд пришел к выводу, что освобождение жильцов первых этажей от внесения платы за обслуживание лифта увеличивает бремя расходов граждан, проживающих выше первого этажа, что приводит к нарушению их прав.

Не больше суток может занимать ремонт лифта в многоквартирном доме в соответствии с Правилами технической эксплуатации жилищного фонда.

Если же в поломанном лифте находится человек, то ремонт по возможности компании, отвечающей за эксплуатацию лифта, должен быть произведен незамедлительно. Но насколько быстро должен быть произведен такой ремонт, закон не говорит.

Так как лифтовое оборудование является частью общей собственности жильцов дома, то решение о его замене или ремонте может быть принято только на собрании собственников.

В настоящее время лифт можно заменить двумя путями: либо попасть в федеральную или региональную программу по его замене, либо собрать необходимую сумму с жителей. Стоимость подобных работ составляет около 1,5 миллиона рублей. Для того чтобы попасть в программу по замене лифтов, нужно будет предоставить в территориальное подразделение Ростехнадзора решение собственников жилого дома о необходимости замены лифта вместе с комплектом документов, заверенных нотариусом:

  • документы, дающие представление о способе управления многоквартирным домом;
  • техпаспорт дома (копия);
  • справка о наличии в жилом доме нежилых помещений с указанием их площадей (копия);
  • заключение уполномоченных органов о необходимости замены лифта (копия);
  • акт осмотра состояния общего имущества с указанием технического состояния лифтового оборудования (копия);
  • проектно-сметная документация на замену лифта;
  • при оплате замены лифта в рассрочку потребуются выписки с лицевых счетов жильцов.
Читайте также  Какой электрический полотенцесушитель лучше выбрать?

Компенсацию выплатит страховая компания, полис которой оплачивают собственники общего имущества дома, т. е. жильцы, согласно Федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» от 27.07.2010 N 225-ФЗ.

Пострадавший в результате неисправности лифта может рассчитывать на компенсацию в размере до 2 млн рублей за травму и до 360 тысяч рублей за утраченное или испорченное имущество.

Что покупателям квартир нужно знать о лифтах в новостройках

Приоритет безопасности

В подавляющем большинстве современных многоэтажных домов используют электрические лифты (их гидравлические собратья встречаются лишь в малоэтажном сегменте). Первый электроподъемник запатентовал в 1861 году американский изобретатель Отис. Смонтировать его устройство в одном из нью-йоркских небоскребов отважились только 28 лет спустя. К началу XX века электрические подъемники широко распространились в цивилизованном мире, однако в СССР лифтостроение стало развиваться только после Великой Отечественной войны. За прошедшие с тех пор десятилетия требования к лифтам не раз менялись.

BN.ru поинтересовался у экспертов, какие опции лифтового механизма вышли на первый план в XXI веке.

В топ характеристик подъемников, используемых в жилых домах, вошли безопасность, высокая скорость, достаточная грузоподъемность, бесшумность, доступность для маломобильных граждан и технологичность. Важны и другие опции, на которые обращают внимание застройщики при выборе поставщика оборудования.

«Помимо технических характеристик, мы задаем свои требования к дизайну кабины, лифтовых порталов и дверей. Предпочтение отдаем лифтам без машинного помещения, которые позволяют рационально использовать пространство, – рассказывает заместитель управляющего директора по продуктовой стратегии и проектированию группы „Самолет“ Дмитрий Хорошевцев. – На фоне пандемии стало актуальным наличие в лифтах систем обеззараживания воздуха и внутренних поверхностей кабины. Для спокойствия пассажиров в кабинах предусмотрена система видеонаблюдения, на дверях установлены фотобарьеры».

И всё же номером один в перечне характеристик лифтового оборудования была и остается безопасность эксплуатации. Этот приоритет подтверждает каждый опрошенный нами эксперт. Все лифты, которые устанавливают застройщики в своих текущих проектах, обязаны соответствовать нормам технического регламента Таможенного союза «О безопасности лифтов». И это полностью коррелирует с замыслом Отиса, который позиционировал лифт прежде всего как «безопасное устройство».

Точный расчет

Лет десять назад в США проводили глобальное лифтовое исследование. По итогам был выявлен интересный факт: за год жители Нью-Йорка в общей сложности тратят на ожидание подъемника 16 с половиной лет!

Как же избежать коротания времени у заветной раздвижной дверцы на этаже? Ответ на поверхности: лифтов в здании должно быть достаточно. Количество подъемников рассчитывают еще на стадии проектирования дома, опираясь на действующие нормативы.

Сколько лифтов должно быть в жилом доме, зависит от его этажности. Если в здании до пяти этажей – можно обойтись и без подъемника. В доме до девяти этажей достаточно расположить одну шахту в подъезде. В высотках, имеющих от 10 до 19 этажей, должно быть минимум два лифта, в 20–25-этажках – три или четыре.

При проектировании лифтов также учитывают площадь здания и ожидаемое количество пассажиров, добавляют в «Коне-Лифт СПб». Одна из распространенных ошибок – установка всего двух лифтов в довольно высоком доме, к примеру с 19 этажами. Это не противоречит СНиПам, но явно неудобно. Когда один из механизмов ломается или поставлен на загрузку, то жители подолгу ждут, образуя очереди на этажах. Чем выше дом, тем острее подобная проблема.

Еще один важный параметр, который нужно учитывать при установке лифта, – это пики загруженности. Кульминация пользования лифтом обычно приходится на 7.30–8.30, когда взрослые спешат на работу, а дети отправляются в школу. Если застройщик проигнорирует этот факт и решит сэкономить на лифтах, то по утрам будут возникать «вертикальные» пробки. Жители некоторых масштабных ЖК жалуются, что порой приходится пропускать по два-три лифта, потому что людей в них за раз набивается как в китайском метро.

Проблемы старения

Следующая базовая характеристика лифта – грузоподъемность. Это суммарное значение веса людей, помещающихся в кабину для осуществления одной поездки. Средний вес пассажира считается равным 80 кг. Эксплуатируемые в жилых зданиях подъемники выдерживают от 320 кг до 1 тонны, то есть могут одновременно перевозить от 4 до 13 человек.

Ширина, глубина и высота лифта должны составлять соответственно не менее 0,9 × 1,0 × 2,1 м (чтобы обеспечить проезд инвалидной коляски и размещение человека на санитарных носилках). Для обеспечения комфортного входа/выхода пассажиров перед дверью должно быть свободное пространство не менее 2 кв. м.

Закон регулирует и скорость движения лифтов. Так, в доме до девяти этажей этот показатель должен составлять 1 м/с. А в высотке, где 20–25 этажей, лифт обязан разгоняться минимум до 1,6 м/с. Что касается времени ожидания механизма, то для жилых зданий на это отводится 60–80 секунд.

Заканчивая тему нормативов, отметим, что предельный срок службы лифтов в жилых домах – 25 лет. Согласно данным комиссии по вопросам лифтового хозяйства общественного совета при Минстрое РФ, «пенсионного» возраста ежегодно достигают около 10 тыс. лифтов. Они нуждаются либо в замене, либо в капремонте с тестированием на возможность дальнейшего использования. На данный момент в жилищном фонде России насчитывается около 430 тыс. лифтов, у четверти из которых срок службы закончился.

В Петербурге, к слову, один из самых старых лифтовых парков. Из 40 тыс. городских подъемников 11 тыс. отработало срок эксплуатации. Больше всего изношенных лифтов – в Выборгском, Калининском и Невском районах. Это связано с тем, что в 1960–70-х эти территории активно застраивали девятиэтажками.

Наши или их?

Выбирая между отечественным и импортным лифтовым оборудованием, застройщики рассматривают множество критериев. И цена тут точно не на последнем месте. Так, в стандартном жилье чаще встречаются российские или белорусские подъемники. В числе лидирующих производителей – Щербинский и Серпуховский лифтостроительные заводы, Карачаровский механический завод, «Отис Лифт», «Могилевлифтмаш».

«В своих проектах мы предусматриваем лифты отечественного производства. При выборе производителей исходим из оптимального соотношения цена – качество», – отмечают в группе «Самолет».

Комплексы класса комфорт и выше, как правило, оснащены зарубежными лифтами.

«В жилых комплексах нашей группы устанавливается бесшумное лифтовое оборудование иностранных производителей, – рассказывает исполнительный директор Санкт-Петербургского территориального управления Группы „Эталон“ Сергей Титаренко. – При проектировании домов применяется схема лифта без машинного помещения, а шахта лифта располагается так, чтобы не граничить с квартирами».

Самые популярные иностранные производители лифтов – это американская фирма Otis, финская Kone и швейцарская Schindler.

«Мы используем в своих проектах лифты Otis. Это один из старейших и крупнейших производителей подъемного оборудования, – отмечает руководитель проектов „Мегалит – Охта Групп“ Денис Казберов. – Такие лифты давно доказали надежность, как в наших домах, так и у многих коллег-застройщиков. Помимо качественных технических характеристик, они имеют приятный ненавязчивый дизайн, а кабина движется плавно и тихо, что делает их эксплуатацию комфортной».

По подсчетам экспертов, доли российских и зарубежных подъемников в лифтовом хозяйстве страны составляют 70 и 30% соответственно.

Подъемник с интеллектом

Производители и девелоперы обращают внимание не только на основные опции лифтов, но и на современные тренды. Так, сейчас новоселы хотят большей мобильности, привлекательности дизайна и простоты в использовании. Особенным спросом пользуются «умные» лифты с расширенным функционалом.

«Прогресс не стоит на месте, и лифты становятся всё более технологичными, – комментирует генеральный директор ЗАО „Коне-Лифт СПб“ Алексей Самкович. – Теперь даже базовые модели имеют кнопки удержания и закрытия дверей. Нередко кабины оснащены экраном, показывающим прогноз погоды, новости управляющей компании и другую полезную информацию».

Для удобства жильцов разрабатывают и системы по управлению пассажиропотоком. Так, destination control system от Kone оптимизирует трафик путем минимизации числа промежуточных остановок и разумной группировки пассажиров. Это сокращает время в пути и способствует лучшей грузоподъемности.

Вызвать такой «умный» лифт можно с отдельной панели управления либо с помощью приложения в смартфоне. Также подъемник может получить сигнал в тот момент, когда человек, например, прикладывает электронный ключ-пропуск к домофону. Есть еще один важный регулируемый параметр: если кабина загружена на 80%, лифт не будет останавливаться на попутные вызовы.

Новые технологии помогают совершенствовать продукт и привлекать внимание покупателей, признаются в Группе «Эталон». Поэтому в компании отслеживают, анализируют и интегрируют технические новинки. Например, сейчас на объекте бизнес-класса проектируется система, которая позволит идентифицировать жильца по электронному пропуску (через домофонную панель) и автоматически вызывать лифт на первый этаж.

Всё чаще в современных домах лифты спускаются в паркинг. А в некоторых элитных проектах в лифт и вовсе можно попасть прямо из квартиры.

Технический прогресс – это замечательно. Но даже самые умные-разумные лифты периодически ломаются. Нередко новоселы жалуются, что дом только сдали, а подъемник уже не работает. Почему так происходит?

Оказывается, сбои в работе лифтов часто провоцируют сами жильцы. Особенно это распространено как раз сразу после сдачи дома, когда собственники начинают массово делать ремонты, подчеркивают в Группе «Эталон». Основная причина поломок лифта – неравномерное распределение веса в кабине при транспортировке габаритных, тяжелых предметов или строительных смесей. Это приводит к деформации как подъемного оборудования, так и направляющих в шахте, что неизбежно выводит лифт из строя. Именно поэтому некоторые застройщики намеренно не запускают лифты в первые несколько месяцев после вручения ключей.

Алексей Самкович, генеральный директор ЗАО «Коне-Лифт СПб»:

– Сегодня расчет оптимального количества лифтов, их грузоподъемности и скорости можно делать с помощью специальных программ. Заносится ряд параметров: количество этажей, число жителей, класс здания – и выдается индивидуальное решение.

Дмитрий Хорошевцев, заместитель управляющего директора по продуктовой стратегии и проектированию группы «Самолет»:

– В наших новых проектах будет предусмотрен «умный» алгоритм управления, при котором лифты занимают парковочные позиции на разных этажах в зависимости от времени суток и пиковой загруженности. Это позволит минимизировать время их ожидания.

Денис Казберов, руководитель проектов компании «Мегалит – Охта Групп»:

– Жилые корпуса, в которых необходимо устанавливать лифты, определяются СНиПом. Там указано, что с учетом установленной минимальной высоты одного этажа лифтами должны быть обеспечены все дома выше трех этажей. Разумеется, мы работаем в рамках нормативной базы и обеспечиваем наши проекты соответственно.

Сергей Титаренко, исполнительный директор Санкт-Петербургского территориального управления Группы «Эталон»:

– Наш выбор современных моделей лифтов обусловлен тем, что это облегчает обслуживание, обеспечивает плавность и бесшумное движение кабины, а также длительную эксплуатацию оборудования. Такие лифты имеют энергосберегающие приводы и систему светодиодного освещения с функцией автоматического отключения, что способствует снижению общего потребления электроэнергии.

Стоит ли при покупке квартиры обращать большое внимание на класс новостройки

Как не остаться без квартиры и без денег

Как купить новостройку через эскроу

Сколько стоит входной билет на рынок новостроек: топ-10 самых дешевых студий Петербурга

Станут ли продавцы поручителями по сделкам с жильем?

Алексей Бартош/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Gk-Rosenergo.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: