Требования к пожарным водоемам на предприятии

Пожарные водоемы (водоисточники) – природные или искусственные закрытые/открытые углубления, надземные резервуары, частично или полностью углубленные, со

Противопожарные водоемы: нормы, классификация, устройство, эксплуатация

Пожарные водоемы (водоисточники) – природные или искусственные закрытые/открытые углубления, надземные резервуары, частично или полностью углубленные, со специальными площадками, подъездами для пожарных машин (ПМ) и забора всасывающими рукавами.

Тему раскрывают требования пожарной безопасности к источникам противопожарного водоснабжения (ИППВ). Материалы:

рекомендационные акты:

    Методички ГПС, в частности, УНД ГУ МЧС по Московской обл.;

Инструкции по содержанию и экспл. ПВ, Рекомендации по проверке ИППВ вузов, например, Нижневартовского госуниверситета;

  • учебники, нормативы по ПСП, справочник РТП, водителя ПМ (эксплуатация, подключение ПМ).

Обустройство пожарных водоемов (ПВ) необходимо:

    на отдаленных территориях (за городской чертой) без водопроводов;

где это уместно и удобно, когда прокладка трубопроводов нерентабельна или невозможна, дополнительно к иным источникам (п. 9.2 СП 8.13130, характерно для промышленных объектов);

  • производственные зоны, имущественные комплексы.

Согласно требованиям в населенных пунктах по ст. 68 ФЗ 123, п. 4.1 СП 8 наружные ИППВ обязательные и могут быть в виде водоемов для следующего:

    поселений до 5 тыс. чел.;

постройки:

    по ФЗ 123: отдельные с кл. Ф1.1, Ф1.2, Ф2 – Ф4 до 1000 м³ в зонах без п/п кольцевого трубопровода; кл. Ф5 с производствами кат. В, Г, Д при п/п затратах до 10 л/сек.;
  • по СП 8: отдельные сооружения любого типа вне населенных зон, если отсутствует водопровод нужной прокладки и любые объекты при п/п расходе до 10 л/с.

склады:

    грубых кормов до 1 тыс. м³;
  • минеральных удобрений до 5 тыс. м³;
  • холодильных установок, хранилищ продуктов;
  • 1- и 2-этажные постройки, не превышающие пожарный отсек.

Разрешено не обустраивать наружные ИППВ для таких локаций:

    до 50 чел. при застройке до 2 эт.;

отдельные постройки до 50 чел., до 1000 м³ с кл. Ф1.2 – Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4, Ф3 (кроме Ф3.4) за границами жилых зон;

по СП 8 (п. 4.1):

    зданий вне населенных локаций:
    1. кл. Ф.3.1 до 150 м²;

кл. Ф3.2 до 1000 м²;

кл. Ф1.2 – Ф4 I – IV ст. огнестойкости до 250 м³;

  • кл. Ф5 I и II ст. огнестойкости кат. Д до 1000 м²;

сезонные заготовительные с/х предприятия до 1000 м²;

  • кл. Ф5.2 до 50 м².
    производственные, промышленные территории, складские, оптовые базы;

дачные/ огородные/ садовые товарищества;

объекты в природных, рекреационных, специальных зонах, в сложных условиях за чертой города:

    военные, учебные, геологические, научные, другие базы;

спортивные, туристические лагеря;

  • пансионаты, санатории, гостиницы.

Типы пожарных водоисточников

  • открытые/закрытые.

Природные

  • любые природные водные объекты.

Искусственные

Под искусственными подразумевают водохранилища, созданные (вырытые) людьми с помощью инструментов, специальной техники: каналы, пруды, в том числе с плотиной, дамбой, запрудами, водоемы-резервуары.

    резервуарного типа – емкостные инженерные сооружения. Это основательные, капитальные, стационарные хранилища. Их возможности сравнимы с небольшими природными ПВ, они более надежные, стабильнее естественных источников, так как изготавливаются из железобетона, камня, кирпича, имеют гидроизоляцию. Варианты:
    под/над землей;
  • полуподземные;

водоемы-копани – дешевые, проще. Это простое углубление в почве с гидроизоляцией (регуляцией) такими способами:

    облицовка:
    1. асфальтная, бетонная или сочетающая эти материалы;
  • подложка из синтетической пленки, нетканых материалов;
  • образование герметичности кальматацией, солонцеванием, известкованием;
  • хранилища природные, но со значительной частью штучных доработок (балки, овраги с плотинами, дамбами).

К искусственным водоемам, хотя это спорно, так как в СП 8 их различают, часто относят резервуары с водоводами, насосами: цистерны, баки, напорные башни из металла, бетона, кирпича.

Правила для резервуаров такие, как для ПВ, но есть и особенности:

    люк 0,6×0,6 см с дробной (второй) крышкой, венттрубой, сечением 250 – 300 см². Дно наклонено к приямку, глубина которого от 0,4 метра;

при гидроиспытаниях уровень ОТВ не должен уменьшаться за 24 ч больше 1 см;

  • минимум 2 резервуара на одном водопроводном узле.

Пожарный пирс

Специальное место на поверхности почвы или на опорах для беспрепятственного подключения техники из-за перепадов высот, болотистости. Пожарный пирс используют только забора воды при пожаротушении, он же – площадка для подъезда и разворота. Запрещено применять для швартовки лодок, любых иных целей.

Требования (Гл. 9, п. 9.4 СП 8.13130; ст. 98, 99 ФЗ 123):

    свободный подъезд шириной от 4 – 6 м;

непосредственно у кромки, над ней;

минимум 12х12 м;

твердое ровное покрытие;

пригодность для забора воды из водоисточника в любое время, при всех климатических условиях;

свободное размещение 2 машин;

небольшой уклон для стока в сторону ПВ;

кромка: до 5 м от наименьшего уровня воды в сезоне и выше 0,7 м максимальной линии;

отводный люк, слив с лотком для рукавов;

котлован или приямок в месте забора, если толща воды подо льдом до 1 м;

ограждение со стороны источника высотой от 0,8 м;

  • по всей длине кромки упорный квадратный брус сечения 25х25 см.

Есть 2 варианта:

    Площадка на берегу (чаще всего) с твердым покрытием (бетон, асфальт, щебенка).
  • Над водой или над землей, на сваях наподобие причала – чаще для ПВ с пологими берегами или без них. В обычных условиях встречается реже, так как должен выдержать многотонные АЦ (7 – 8 т), что требует бетонных опор, прочного покрытия. Его вариация – площадка с коротким выдающимся вперед настилом на сваях.

Требования к противопожарному водоему

Требования, предъявляемые к пожарным водоемам и пирсам:

    качество воды соответствует оборудованию и методам;

свободный подъезд к пирсу, приемным колодцам;

берега должны возвышаться как минимум на 0,5 м;

запас для максимума расхода и продолжительности тушения;

соблюдено расстояние до защищаемых зданий (R охвата):

    при наличии:
    • автонасосов: 200 м;
  • мотопомп: 100 – 150 м;

R увеличивают прокладкой трубной тупиковой магистрали до 200 м;

  • до строений III – V ст. огнестойкости, до открытых складов горючих веществ – от 30 м; до I и II ст. – от 10 м.

Требования к водоемам на предприятии аналогичные, объем для расхода под соответствующие классы пожарной опасности есть в СП 8, как и для других объектов.

Расчет объема водоема

Количество ОТВ должно быть достаточным для тушения возгорания на протяжении расчетного времени и расхода в моделируемой ситуации. Правила есть в пунктах, таблицах для типов зданий СП 8 (пп. 9.9, 5.2 – 5.8, 6.3).

    берут во внимание интенсивность испарения. Минимальная глубина с учетом промерзания зимой – 1 м;

количество ПВ – от 2 шт., в каждом – 50% объема и больше на пожарные цели;

  • подача должна быть возможной из 2 соседних ПВ.

При расчете берут из СП 8 нормы расхода для зданий, расчетные величины и подставляют в формулу. Пример:

Требования к пожарным водоемам на предприятии

Системы противопожарной защиты

ИСТОЧНИКИ НАРУЖНОГО ПРОТИВОПОЖАРНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ

Требования пожарной безопасности

Systems of fire protection

Location of fire service divisions. Procedure and methods of determination

____________________________________________________________________
Текст Сравнения СП 8.13130.2009 с СП 8.13130.2020 см. по ссылке.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Дата введения 2009-05-01

Сведения о своде правил

1 РАЗРАБОТАН ФГУ ВНИИПО МЧС России

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 «Пожарная безопасность»

4 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (ФГУ ВНИИПО МЧС России) в сети Интернет

ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие с 01.02.2011 Приказом МЧС России от 09.12.2010 N 640

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил разработан в соответствии со статьями 68 и 99 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Технический регламент) , является нормативным документом добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов (далее — поселения) и организаций.

1.2 Требования настоящего документа не распространяются на предприятия, производящие, применяющие или хранящие взрывчатые вещества; объекты нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности; объекты промышленного транспорта; предприятия, здания и сооружения по хранению и переработке зерна; автозаправочные станции; предприятия энергетики (здания и сооружения тепловых и гидравлических электростанций, районных котельных (станций) теплоснабжения, стационарных газотурбинных, парогазовых и дизельных электростанций, электросетевых предприятий); объекты специального назначения, требования к которым установлены соответствующими нормативными документами.

1.3. При отсутствии в сводах правил требований пожарной безопасности к объекту защиты или если для достижения необходимого уровня его пожарной безопасности применяются технические решения, отличные от решений, предусмотренных сводами правил, на основе положений Технического регламента должны быть разработаны специальные технические условия, предусматривающие выполнение комплекса мероприятий по обеспечению необходимого уровня пожарной безопасности объекта защиты.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 8220-85 Гидранты пожарные подземные. Технические условия

Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов, сводов правил и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применяются следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 источники наружного противопожарного водоснабжения: Наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами и водные объекты, используемые для целей пожаротушения.

3.2 гидрант: Техническое устройство, предназначенное для забора воды из водопровода передвижной пожарной техникой.

3.3 водозаборное сооружение: Гидротехническое сооружение для забора воды из природного или искусственного источника с целью использования ее для нужд водоснабжения, пожаротушения.

3.4 водоисточник: Место естественного или искусственного скопления воды, используемой для водоснабжения.

3.5 водопровод: Система сооружений и устройств, доставляющая воду по трубам от водоисточника к месту потребления.

3.6 водопроводная сеть: Совокупность водопроводных линий (трубопроводов) для подачи воды к местам потребления.

3.7 водопроводный узел: Система сооружений и устройств, имеющая в своем составе насосные станции и резервуары для воды и предназначенная для поддержания необходимых напоров в водопроводной сети и снятия пиковых расходов воды в часы максимального водопотребления.

3.8 водоснабжение: Подача воды от водоисточников к местам потребления для обеспечения нужд населения и предприятий.

3.9 насосная стация: Сооружение, предназначенное для забора воды из водоисточника и подачи ее в водопроводные сети.

3.10 резервуар: Инженерное сооружение емкостного типа, предназначенное для хранения запаса воды. Резервуары, как правило, могут быть металлические, железобетонные.

3.11 пожарная соединительная головка: Быстросмыкаемая арматура для соединения пожарных рукавов и присоединения их к пожарному оборудованию и пожарным насосам.

3.12 стояк-сухотруб: Незаполненный огнетушащим веществом трубопровод, находящийся под атмосферным давлением окружающей среды.

4 Требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению

4.1 Наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.

1 Допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников (резервуары, водоемы):

населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек;

Читайте также  Правила поведения при аварии на водном транспорте

отдельно стоящих зданий любого назначения, расположенных вне населенных пунктов, при отсутствии хозяйственно-питьевого или производственного водопровода, обеспечивающего требуемый нормами расход воды на наружное противопожарное водоснабжение;

зданий различного назначения при требуемом расходе воды на наружное противопожарное водоснабжение не более 10 л/с;

1- и 2-этажных зданий любого назначения при площади застройки не более площади пожарного отсека, допускаемой нормами для таких зданий.

2 Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение:

населенных пунктов с числом жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей;

расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений класса Ф3.1 по функциональной пожарной опасности площадью не более 150 м , класса Ф3.2 по функциональной пожарной опасности объемом не более 1000 м , классов Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 по функциональной пожарной опасности I, II, III и IV степеней огнестойкости объемом не более 250 м ;

зданий и сооружений класса Ф5 по функциональной пожарной опасности I и II степеней огнестойкости категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности объемом не более 1000 м ;

сезонных универсальных приемно-заготовительных пунктов сельскохозяйственных продуктов при объеме зданий не более 1000 м ;

зданий класса Ф5.2 по функциональной пожарной опасности площадью не более 50 м .

4.2 Качество воды источников противопожарного водоснабжения должно соответствовать условиям эксплуатации пожарного оборудования и применяемым способам пожаротушения.

4.3 Противопожарный водопровод следует создавать, как правило, низкого давления. Противопожарный водопровод высокого давления создается только при соответствующем обосновании. В водопроводе высокого давления стационарные пожарные насосы должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими пуск насосов не позднее чем через 5 мин после подачи сигнала о возникновении пожара.

Примечание — Для поселений с числом жителей до 5 тыс. чел., в которых не создаются подразделения пожарной охраны, следует создавать противопожарный водопровод высокого давления.

4.4. Минимальный свободный напор в сети противопожарного водопровода низкого давления (на уровне поверхности земли) при пожаротушении должен быть не менее 10 м. Минимальный свободный напор в сети противопожарного водопровода высокого давления должен обеспечивать высоту компактной струи не менее 20 м при максимально необходимом расходе воды на пожаротушение и расположении пожарного ствола на уровне наивысшей точки самого высокого здания. Свободный напор в сети объединенного водопровода должен быть не менее 10 м и не более 60 м.

5 Требования пожарной безопасности к расходам воды на наружное пожаротушение

5.1 Расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) и количество одновременных пожаров в городских округах, городских и сельских поселениях для расчета магистральных (расчетных кольцевых) линий водопроводной сети должны приниматься по таблице 1.

Таблица 1 — Расход воды из водопроводной сети на наружное пожаротушение в поселениях

Число жителей в поселении,
тыс. чел.

Расчетное количество одновременных пожаров

Расход воды на наружное пожаротушение в поселении
на 1 пожар, л/с

Застройка зданиями высотой не более 2 этажей независимо от степени их огнестойкости

Застройка зданиями высотой 3 этажа и выше независимо от степени их огнестойкости

Требования к пожарному водоему

Пожарный водоем – гидротехническое сооружение природного или искусственного происхождения, используемое для наружного пожаротушения. В городской черте и на промышленных предприятиях проложены водопроводы, в случае же возгораний в отдаленных населенных пунктах, в полях, лесополосе воду берут из озер, рек или резервуаров, оборудованных площадками для подъезда машин.

При обустройстве пожарного водоема учитывают требования нормативных актов о соблюдении пожарной безопасности, предъявляемых к внешним источникам подачи огнетушащих веществ. Основным документом, которым пользуются при строительстве подобных объектов, является СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности». Дополнительными нормативными актами считаются ФЗ от 22.07.2008 № 132-ФЗ и ГОСТ 12.4.026, НПБ 160-97.

  1. Введения пожарного водоема в эксплуатацию
  2. Виды пожарных водоемов
  3. Нормативные требования к пожарным водоемам

Введения пожарного водоема в эксплуатацию

Чтобы ввести в эксплуатацию пожарный водоем, должен соблюдаться ряд требований, регламентирующих необходимость источника:

  • количество жителей в населенном пункте;
  • отсутствие кольцевого противопожарного водопровода в зоне расположения отдельно стоящих зданий культурно-просветительских организаций, школ, научно-проектных учреждений, больниц, вокзалов объемом менее 1000 м 3 ;
  • возгорания в зданиях более 1000 м 3 независимо от наличия централизованной сети;
  • возможные пожары на предприятиях категории В, Г, Д с повышенной взрывоопасностью, требующие расход воды более 10 л/с;
  • наличие складов с твердыми кормами;
  • расположенные вдали от центральных магистралей складские помещения с минеральными удобрениями;
  • наличие предприятий, использующих холодильные установки.

По требованиям правил безопасности пожарные водоемы обязательно обустраивают в СНТ, близ складских хозяйств, крупных промышленных территорий со значительными открытыми площадями, в рекреационных и сложных природных зонах вне черты населенного пункта.

Виды пожарных водоемов

Классификация пожарных водоемов предполагает две категории:

  • природные и искусственные;
  • открытые и закрытые.

Природные – реки, озера, пруды, моря. Разработан ряд требований, по которым природные источники могут быть признаны противопожарным водоемом:

  • полноводность в течение всего года;
  • устойчивость к сквозному промерзанию;
  • возможность оборудования возле пожарного водоема пирса по требованиям СП 8.13130.2009;
  • возможность оборудования водозаборных колодцев и утепленных люков.

Искусственные – водохранилища, специально построенные близ жилых или промышленных объектов. Выделяют три вида таких водоемов:

  1. Резервуары. Хранилища в виде большой емкости из железобетона, кирпича, камня, пластика с обязательным гидроизоляционным слоем. По объему их можно сравнить с озерами. Резервуары могут располагаться под землей или быть спрятаны вглубь наполовину. Для гарантии использования противопожарных резервуаров рекомендуют совмещать каменные и пластиковые емкости с перегородкой между ними.
  2. Копани. Представляют собой углубления в земле. Основу составляет гидроизоляционный слой из асфальта, бетона, камня, глины или синтетической пленки.
  3. Каналы.
  4. Переоборудованные естественные водоемы.

Для искусственных водоисточников в дополнение к основным разработаны собственные требования:

  • дно должно быть наклонено к приямку;
  • глубина приямка – не менее 0.4 м;
  • наличие люка 0.6×6 см со второй крышкой, вентиляционной трубой 250-300 см 2 ;
  • наличие как минимум двух резервуаров на одном водопроводном узле.

При проектировании искусственных водоемов учитывают площадь охвата, рельеф поверхности, возможность обустройства безопасных спусков. В сложных условиях, особенно в регионах с сильными климатическими перепадами, предпочитают оборудовать резервуары, имеющие долгий срок эксплуатации.

Требование к размещению резервуарного пожарного водоема для предприятия обусловлено категорией объектов. Для сооружений 1-2 степени огнестойкости расстояние до резервуара составляет не менее 10 метров, для 3-5 степени – не менее 30 метров. Расстояние между водоисточниками зависит от того, каким видом техники планируют пользоваться спасатели при возникновении ЧС. Автонасосы работают на расстоянии 200 метров, мотопомпы – 100-150 м.

Расчет объема резервуара также прописан в СП 8.13130. В основе лежит три показателя:

  • скоростью испарения и удержание минимального уровня воды с учетом промерзания источника в пределах 1 метра;
  • минимальное количество ПВ – 2 шт. с заполняемостью не менее 50% от необходимого объема;
  • одновременная подача из двух действующих ПВ.

Нормативные требования к пожарным водоемам

Нормы расхода воды зависят от типа зданий и плотности населения в зоне ЧС.

В населенных пунктах, где проживает более 10 тыс. человек, при расчетах за основу берут необходимость тушения двух пожаров одновременно. Минимальный расход воды при этом составляет 35 л/с. В течение двух часов потребуется 252 м 3 .

По требованиям техники безопасности пожарные водоемы должны быть оборудованы площадкой для подъезда автомобилей. Это место с твердым основанием размером не менее 12×12 м для свободного разворота техники. Места резервуаров (природных или искусственных) обозначают табличками по ГОСТ Р 12.4.026 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная».

Отдельное внимание при разработке противопожарных водоемов уделяют пирсу. Это площадка, возвышающаяся над поверхностью почвы или воды. Пирс является неотъемлемой частью источников при перепадах рельефных высот и в условиях болотистой местности.

Требования к пирсам на водоисточниках прописаны в СП 8.13130.

  1. Наличие свободного подъезда шириной не менее 4 м.
  2. Возможность расположения края пирса у кромки воды.
  3. Возведение площадки 12×12 м.
  4. Возможность установки опоры с небольшим уклоном к ПВ.
  5. Соблюдение расстояния от поверхности пирса до уровня воды: до 5 метров по отношению к наименьшему показателю в сезоне и на 0.7 метров выше линии максимума.
  6. Монтаж отводного люка и слива с лотком для рукавов.
  7. Наличие котлована или приямка на водозаборе при толще воды подо льдом до 1 метра.

Для поддержания водоисточников в исправном состоянии специалисты организаций, на балансе которых состоят ПВ, дважды в год регулярно проводят анализ их состояния. Контролируют забор воды только на нужды противопожарной службы. Регулярно осматривают и осуществляют профилактический ремонт подъездов к водоему. При порче информационных табличек меняют их на новые знаки. Если вода опускается ниже допустимого 30-сантиметрового уровня естественной потери, запасы ее пополняют. В летнее время проводят дезинфекцию хлорной известью, чистят дно от ила и грязи. Следят за состоянием гидроизоляционного слоя, проверяют устройства водозабора. В зимний период проводят утепление ПВ или делают в них проруби.

Требования к пожарным водоемам на предприятии

Письмом руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 6 июля 2018 года

№ 43-5040-19 Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) требует взять под личный контроль организацию работы органов местного самоуправления, экспертизы проектов и строительного надзора в части обеспечения доступа пожарно-спасательных подразделении, проезда и подъезда пожарной техники к зданиям и сооружениям, содержанию разворотных и специальных площадок, предназначенных для работы пожарных и спасателей.

Предлагаем обзор требований пожарной безопасности обеспечивающих выполнение поставленных задач.

В соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – технический регламент) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности включает с себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. В соответствии со статьей 63, 90 технического регламента в качестве первичных мер обеспечения системы противопожарной защиты предусматривается обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара, устройство к зданиям и сооружениям пожарных проездов, подъездных путей для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.

Требования к устройству проездов и подъездов к зданиям и сооружениям регламентируются разделом 8 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

8.1. Подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен:

— с двух продольных сторон — к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 и более метров, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 и более метров;

— со всех сторон — к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1.

Класс функциональной пожарной опасности определяется в соответствии со статьей 32 технического регламента.

8.2. К зданиям и сооружениям производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей:

— с одной стороны — при ширине здания или сооружения не более 18 метров;

— с двух сторон — при ширине здания или сооружения более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.

8.3. Допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям и сооружениям в случаях:

— меньшей высоты, чем указано в пункте 8.1;

— двусторонней ориентации квартир или помещений;

— устройства наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой, или лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий.

8.4. К зданиям с площадью застройки более 10 000 квадратных метров или шириной более 100 метров подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.

Читайте также  Правила поведения при нападении животных

8.5. Допускается увеличивать расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до ближней стены производственных зданий и сооружений до 60 метров при условии устройства тупиковых дорог к этим зданиям и сооружениям с площадками для разворота пожарной техники и устройством на этих площадках пожарных гидрантов. При этом расстояние от производственных зданий и сооружений до площадок для разворота пожарной техники должно быть не менее 5, но не более 15 метров, а расстояние между тупиковыми дорогами должно быть не более 100 метров.

8.6. Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:

— 3,5 метров — при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно;

— 4,2 метра — при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно;

— 6,0 метров — при высоте здания более 46 метров.

8.7. В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.

8.8. Расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения должно быть:

для зданий высотой до 28 метров включительно — 5 — 8 метров;

для зданий высотой более 28 метров — 8 — 10 метров.

8.9. Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.

8.10. В замкнутых и полузамкнутых дворах необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.

8.11. Сквозные проезды (арки) в зданиях и сооружениях должны быть шириной не менее 3,5 метра, высотой не менее 4,5 метра и располагаться не более чем через каждые 300 метров, а в реконструируемых районах при застройке по периметру — не более чем через 180 метров.

8.12. В исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).

8.13. Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.

8.14. Сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях и сооружениях располагаются на расстоянии не более 100 метров один от другого. При примыкании зданий и сооружений под углом друг к другу в расчет принимается расстояние по периметру со стороны наружного водопровода с пожарными гидрантами.

8.15. При использовании кровли стилобата для подъезда пожарной техники конструкции стилобата должны быть рассчитаны на нагрузку от пожарных автомобилей не менее 16 тонн на ось.

8.16. К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды пожарной техникой в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

8.17. Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров.

8.18. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должен обеспечиваться подъезд пожарной техники ко всем садовым участкам, объединенным в группы, и объектам общего пользования. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан ширина проезжей части улиц должна быть не менее 7 метров, проездов — не менее 3,5 метра.

Обращаем внимание, что Правилами противопожарного режима в Российской федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, ответственность за исправное состояние дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам возложена на руководителя организации.

При проведении ремонтных работ дорог или проездов, связанных с их закрытием, руководитель организации, осуществляющей ремонт (строительство), предоставляет в подразделение пожарной охраны соответствующую информацию о сроках проведения этих работ и обеспечивает установку знаков, обозначающих направление объезда, или устраивает переезды через ремонтируемые участки дорог и проездов.

Запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники.

У въездов на территорию строительных площадок, гаражных кооперативов, а также садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан вывешиваются схемы с нанесенными на них въездами, подъездами, пожарными проездами и местонахождением источников противопожарного водоснабжения.

Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года.

Запрещается стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов.

Устройство пожарного водоема обернулось «статьей»

Пермский краевой суд, рассмотрев уголовное дело в апелляционном порядке, оправдал и.о. главы сельского поселения, осужденного первой инстанцией за превышение должностных полномочий в сфере недропользования.

Органы следствия обвиняли и.о. главы сельского поселения в следующем: зная, что полномочия на распоряжение общераспространенными полезными ископаемыми, в том числе глинистым грунтом, находятся в исключительной компетенции Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, из личной заинтересованности, осуществляя от имени администрации сельского поселения действия, явно выходящие за пределы его полномочий, заключил с коммерческой организацией договор о безвозмездном выполнении работ по разработке и вывозу глинистого грунта в объеме не более 6000 куб. м для подготовки пожарного водоема.

В период с 1 августа по 1 сентября 2018 г. коммерческая организация в рамках договорных отношений осуществила добычу, погрузку и вывоз общераспространенного полезного ископаемого – глины в объеме свыше 2,6 куб. м из месторождения на территории данного поселка, в результате чего Российской Федерации в лице краевого Минприроды был причинен ущерб на сумму более 480 тыс. руб. Действия и.о. главы поселения были квалифицированы по ч. 1 ст. 286 УК РФ.

На следствии и в суде мой подзащитный утверждал, что единственной его целью было обустройство пожарного водоема в поселке – такая необходимость назрела давно, так как поселок состоит преимущественно из деревянных построек. О том, что в недрах выбранного участка могут находиться полезные ископаемые, он не знал и не мог знать, поскольку пожарный водоем обустраивался на месте ранее существовавшей несанкционированной свалки.

В суде защита подчеркивала, что следствием не установлены классификация изъятого грунта, его объем и характеристики, в связи с чем не определен реальный размер ущерба. Согласно условиям договора разработке и вывозу подлежал глинистый грунт, а не глина, что не одно и то же. Суду были представлены письменные доказательства (ответы организаций, надзирающих в сфере недропользования) о том, что земельный участок, на котором базируется пожарный водоем, не относится к участкам местного значения, содержащим общераспространенные полезные ископаемые, а месторождений полезных ископаемых там нет.

Свидетель обвинения и представитель потерпевшего в судебном заседании подтвердили, что изъятый грунт не исследовался, а вывод о том, что глина добыта незаконно, сделан на основании визуального осмотра участка.

После того как свидетель обвинения в ответ на мои вопросы пояснил, что расчет плотности глины выполнен им на основании средних значений, суд запросил новый расчет минимальной плотности глины. Поскольку изъятый грунт не исследовался, сумму ущерба сотрудник Минприроды рассчитал по аналогии с близлежащим месторождением кирпичной глины. Отвечая на вопрос защиты, свидетель добавил, что не может утверждать, одинаковые ли характеристики имеют изъятая глина и кирпичная, показатели которой были взяты для нового расчета суммы причиненного обвиняемым ущерба.

Тем не менее суд проигнорировал доводы защиты и признал подсудимого виновным в инкриминированном ему деянии с назначением наказания в виде штрафа в 50 тыс. руб. Он лишь снизил размер ущерба, произведя на основании нового расчета, предоставленного сотрудником Минприроды, собственный расчет, а объем грунта (2000 куб. м) посчитал, исходя из акта выполненных работ.

Изучив приговор, я обратил внимание, что суд не привел в мотивировочной части письменные доказательства, на которые ссылалась сторона защиты, и не пояснил, почему отверг их. Кроме того, суд дополнил обвинение, указав на последствия инкриминированного моему подзащитному деяния в виде существенного нарушения охраняемых законом интересов общества и государства, чем ухудшил положение подсудимого.

В апелляционной жалобе я указал на отсутствие у доверителя умысла на превышение должностных полномочий, так как он, решая вопросы местного значения, не знал или не мог знать о наличии или отсутствии полезных ископаемых на участке, а обязанности получать подобные сведения у него не было. Пермский краевой суд поддержал доводы апелляционных жалоб стороны защиты – они вошли в мотивировочную часть апелляционного приговора практически в полном объеме – в частности, о выходе суда первой инстанции за пределы предъявленного обвинения, отсутствии в обвинении обязательного признака превышения должностных полномочий – существенности, а также о ненадлежащем установлении размера ущерба и отсутствии у осужденного умысла на превышение должностных полномочий.

Ссылаясь на положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (далее – Постановление Пленума ВС № 19), апелляционная инстанция указала, что в обвинительных документах органов предварительного следствия и суда первой инстанции оценка причиненных деянием должностного лица последствий должна быть мотивирована. Вопрос о том, является ли причиненный вред существенным и могут ли наступившие последствия считаться тяжкими, решается с учетом особенностей каждого конкретного случая. Как отмечено в апелляционном приговоре, обвинение в существенном нарушении охраняемых законом интересов общества и государства обвиняемому не предъявлялось, при изложении преступного деяния не упомянуто, в ходе следствия в качестве последствий преступления не названо.

Однако, как обратил внимание апелляционный суд, первая инстанция в нарушение требований ст. 252 УПК РФ в приговоре признала установленным, что действиями подсудимого были существенно нарушены охраняемые законом интересы общества и государства, при этом какими доказательствами это подтверждается, суд не указал и приговор в этой части не мотивировал.

Кроме того, в приговоре и обвинительном заключении отсутствует вывод о том, что подсудимый, предоставив коммерческой организации право вывезти грунт, предвидел неизбежность наступления общественно опасных последствий его действий в виде существенного нарушения охраняемых законом интересов общества и государства. Краевой суд обратил внимание и на отсутствие в деле гражданского иска.

Мотивируя вывод об отсутствии состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК, апелляционная инстанция учла отсутствие судебной оценки того, что фактически по делу достоверно не установлен размер вреда, причиненного вследствие нарушения законодательства РФ о недрах. В частности, суд первой инстанции оставил без внимания показания представителя потерпевшего о том, что лабораторные исследования грунта не проводились. Вывод суда о конкретном виде полезного ископаемого – глины – признан апелляцией необоснованным, поскольку основан на субъективном мнении свидетеля при отсутствии иных доказательств. В связи с этим не мог быть использован судом и примененный расчет вреда по аналогу ближайшего месторождения кирпичных глин.

Краевой суд обратил внимание также на то, что первая инстанция не оценила представленные стороной защиты доказательства (ответы Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу, ФБУ «Территориальный фонд геологической информации по Приволжскому округу») отсутствия в исследуемых границах участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, а также участков, включенных в перечни участков недр местного значения по Пермскому краю, месторождений полезных ископаемых, того, что строительство объектов капитального строительства на участках, расположенных в границах населенных пунктов, не требует получения заключения об отсутствии полезных ископаемых в недрах на территории предстоящей застройки. Кроме того, первая инстанция не дала с учетом фактических обстоятельств оценки доводам осужденного об отсутствии у него умысла на превышение должностных полномочий в сфере недропользования.

Читайте также  На какие виды подразделяется противопожарный инструктаж?

На мой взгляд, поводом для возбуждения данного уголовного дела стало неправильное понимание правоприменителями норм Закона о недрах – в частности, положений ст. 19, из которой следует, что собственники участков, землепользователи, землевладельцы, а также арендаторы земельных участков имеют право использовать для собственных нужд общераспространенные полезные ископаемые, имеющиеся в границах данного участка и не числящиеся на государственном балансе.

Закон содержит понятие «использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых», под которым понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами для личных, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Однако данная формулировка позволяет правоприменителям любую деятельность коммерческой организации трактовать как связанную с предпринимательской. Вместе с тем муниципальным органам для решения задач местного значения нередко приходится привлекать коммерческие организации. В таком случае все действия этих организаций с использованием общераспространенных полезных ископаемых без лицензии трактуются надзорными органами как незаконная добыча полезных ископаемых, что влечет привлечение к административной ответственности по ст. 7.3 КоАП РФ либо – как в рассматриваемом случае – к уголовной. Например, при строительстве объектов происходит выемка грунта, который не всегда целесообразно оставлять на том участке, где он был изъят, и есть возможность использовать в другом месте. С одной стороны, недра используются для нужд муниципалитета – собственника земельного участка, т.е. необходимости в получении лицензии нет. С другой – изъятые недра используются на другом участке и с привлечением коммерческой организации, что понимается как использование, связанное с осуществлением предпринимательской деятельности.

По данному делу специалисты Минприроды утверждали, что изъятые общераспространенные полезные ископаемые должны быть утилизированы на полигоне твердых бытовых отходов либо должна быть получена лицензия на их добычу. Но строительство пожарного водоема не требует получения лицензии на добычу полезных ископаемых, что подтвердили и специалисты Минприроды, а утилизация ранее изъятых при строительстве недр – не только нерациональное, но и затратное использование.

Для урегулирования проблемы возможного использования общераспространенных полезных ископаемых Закон о недрах, на мой взгляд, необходимо дополнить четкими определениями «добычи полезных ископаемых» и «незаконной добычи полезных ископаемых».

Кроме того, на первоначальном этапе следственными и надзорными органами для оценки существенности нарушения законных интересов общества и государства не были приняты во внимание фактические обстоятельства дела. В частности, при изъятии грунта муниципальным образованием решались вопросы местного значения (обустройство пожарного водоема), а в дальнейшем грунт послужил вспомогательной площадкой для укрепления береговой линии.

При более внимательном исследовании правоохранительными органами фактических обстоятельств произошедшего и надлежащей оценке существенности допущенных нарушений подобных описанному случаев, полагаю, можно избежать. При этом существенность должна быть мотивирована не только ссылками на Конституцию РФ и другие законы, но и фактическими обстоятельствами – чьи конкретно законные интересы и в чем нарушены.

В заключение отмечу, что п. 18 Постановления Пленума ВС № 19 содержит разъяснения существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, но при этом не конкретизирует, в чем состоит существенность нарушения охраняемых законом интересов общества и государства, что вызывает на практике сложности в ее оценке. В связи с этим соответствующие разъяснения на уровне Верховного Суда, на мой взгляд, будут способствовать стабильности судебной практики по ст. 286 УК.

Пожарный водоем и другие водоисточники: устройства и требования

О каких пожарных водоемах может идти речь, когда уже давно придуманы и воплощены в реальность современные, эффективные средства борьбы с огнем. Это и наружные/внутренние сети водопровода с гидрантами на территории, ПК на этажах зданий, предназначенные исключительно для этой цели; автоматические/ручные стационарные установки пожаротушения, заливающие водой, заполняющие пеной, газом/облаком аэрозоля или засыпающие мельчайшим порошком помещения, где появилось пламя или дым.

Увы, все это великолепие, позволяющее бороться с огнем зачастую полностью без какого-то не было участия людей, как правило, существует только до городской черты, а то заканчивается значительно раньше. Граница проходит там, где проложены крайние магистрали сети наружного противопожарного водоснабжения. А, конкретно, последний тупиковый участок, и так уже обычно не радующий сотрудников пожарных подразделений МЧС ни напором, ни расходом воды из него.

Дальше начинаются необъятные российские просторы с небольшими городами, где наружному противопожарному водопроводу последний раз уделялось внимание во времена СССР; населенными пунктами – от районных центров в сельской местности до деревень, где его не было никогда и не будет в обозримой исторической перспективе; отдельно стоящими предприятиями/организациями – от заводов/фабрик, заготовительных/перерабатывающих производств лесной, других отраслей промышленности.

Есть еще дачные/огородные товарищества, поселки, для тех жителей городов, которые с силу своего улучшившегося финансового состояния или/и ухудшившегося здоровья, желают жить на свежем воздухе; детские, спортивные, туристические лагеря, базы, а также пансионаты, санатории, гостиницы в живописных уголках природы.

Все это надо чем-то тушить, если с сильным ветром придет огненная беда из леса или с пустыря, покрытого сухой травой, или неожиданно из-за технических причин, неосторожности людей появится пламя внутри помещений зданий/строений.

И тут, на помощь приходят давно изобретенные сооружения, используемые для этой цели природные объекты, почти забытые в крупных и больших городах; а уж тем более мегаполисах.

Пожарный водоем

Это природный – озеро, река, море или искусственный объект – пруд, канал, содержащий достаточное количество/объем воды для пожаротушения; на протяжении расчетного времени в смоделированной максимально опасной ситуации на землях населенного пункта, промышленного/складского предприятия, оборудованный соответствующим образом в соответствии норм/правил, установленных государством.

Требования

Они изложены в СНиП 2.04.02-84*, СП 8.13130.2020. В основном касаются двух основных моментов, определяемых по формулам, приведенных в них:

  • расчетный расход воды;
  • продолжительность тушения пожара.

Проведенные расчеты позволяют узнать минимально необходимый объем воды пожарного водоема/резервуара для работы прибывших подразделений МЧС, других формирований для борьбы с огнем.

Обозначение природного объекта как пожарного водоема заслуживают те реки, озера, пруды, в том числе технологические, которые соответствуют следующим условиям:

  • Не пересыхают в течение года исходя из наблюдений гидрометеорологической службы.
  • Не промерзают до дна даже в самые холодные зимы.
  • На их берегах выполнены разворотные площадки или пирсы для установки пожарных автомашин/насосных станций для заправки/перекачки воды.
  • Оборудованы приемными колодцами, прорубями, утепленными люками для обеспечения удобства забора воды из них.
  • Обозначены хорошо издалека видимыми указателями как непосредственно самого объекта – водоема, пирса, резервуара, так и пожарных проездов/подъездов к нему, обеспеченными подсветкой в ночное время.

Кроме приобретения готовых знаков – табличек или наклеек, указатели пожарного водоема можно изготовить своими силами на предприятии, в организации, на территории которой существует и эксплуатируется пожарный водоем или пирс для забора воды из него, руководствуясь ГОСТ Р 12.4.026-2001, название – пожарный водоисточник.

Устройство

Забор воды из водоема зимой

Какой бы емкости и конструктивного исполнения ни был искусственный пожарный водоем, объем воды необходимо хранить в двух отдельных резервуарах из металла, пластика, железобетонных конструкций, причем он должен быть поделен между ними поровну. Это обусловлено более высокой надежностью/гарантией их использования в сложных ситуациях, которые на пожарах не редкость, а скорее правило.

Для этих же целей необходимы противопожарные разрывы до ближайших к водоемам/резервуарам в черте населенных пунктов, на территории производственных объектов зданий/сооружений, минимальные расстояния, до которых приведены в вышеуказанных СНиП, СП.

Так как о резервуарах и пирсах уже шла речь в предыдущих статьях, стоит остановиться на важном объекте, которой приходится создавать, когда сроки начала строительства нового предприятия или населенного пункта, что называется, поджимают; а создавать долговременное сооружение из железобетона или металлических резервуаров по экономическим или иным причинам не представляется возможным.

Искусственный открытый

ГОСТ на него отсутствует , но существуют отличные рекомендации по устройству таких водоисточников, разработанные УНД ГУ МЧС России по Московской области, где подробно изложены как требования к ним, так и поэтапный план производства основных работ.

Доступны по этой ссылке.

Вкратце, для ознакомления, это выглядит так:

  • Проведение расчетов по определению необходимого объема воды.
  • Выбор места на территории поселка или производственного/складского объекта.
  • Определение геометрической конфигурации с учетом обеспечения безопасных съездов к воде/уклонов берега, расположения дорог внутри застройки, расположения от вблизи расположенных зданий, сооружений инженерной инфраструктуры населенного пункта или предприятия.
  • Разработка проектной документации.
  • Создание котлована для водоема.
  • Надежная гидроизоляция. Может выполняться различными способами. Это асфальтирование, бетонирование, облицовка из камня или глины, солонцевание/известкование грунта, облицовка дна и стенок котлована водоема синтетической пленкой.
  • Последнее слово науки/промышленного производства в этом вопросе – мембранные материалы, обладающие всеми необходимыми свойствами для использования в качестве гидроизоляции пожарных водоемов – высокой прочностью, гибкостью, долговечностью, устойчивостью к воздействию солнечного света, перепадам температуры, окислительным процессам. Важно, что такое покрытие стенок, дна котлована водоема не рвется даже при значительных просадках грунта.
  • Заполнение подготовленного сооружения водой: привозной, из скважины, системы водопровода или подведенной от естественных источников – ручьев, рек.
  • Оборудование всесезонных подъездных путей с твердым покрытием к нему, при необходимости разворотных площадок или пирсов.

На практике размер пожарного водоема, чтобы вместить с запасом расчетный объем воды, диктуется площадью, рельефом земель населенного пункта или территории промышленного/складского объекта. В данном случае наличие впадин, ложбин и даже оврагов, неприемлемых для нормального движения по ней; даже приветствуется, если их расположение вписывается на генплане – на место предстоящего размещения пожарных водоемов.

Наличие естественного водоема с достаточным объемом воды, как правило, облегчает задачу, стоящую перед администрацией населенного пункта и/или руководством предприятия на его территории или отдельно расположенного производственного объекта, эксплуатация которого без противопожарного водоснабжения будет противозаконной деятельностью.

Следует отметить, что более предпочтительными сооружениями по сравнению с открытыми водоемами, являются сооружения капитального характера – пожарные резервуары, требующие больших затрат в период создания; но гораздо более надежные, простые в долговременной эксплуатации, в том числе даже в жестких климатических условиях.

Знак обозначения

Знак «Пожарный водоисточник» и табличка «Пожарный водоем»

Единообразно выполненный знак «Пожарный водоем» можно увидеть не только у закопанной в землю стальной цистерны, емкости, выполненной из железобетона, перекрытой такими же плитами с проемом/колодцем для обслуживания/забора воды; но и у специально оборудованного для этой цели участка берега реки, пруда или озера.

Оформленный как табличка пожарного водоема на пластике или в виде наклейки, в том числе фотолюминесцентной – это рядовой товар из ряда знаков безопасности, который можно приобрести в торговых предприятиях, реализующих противопожарную продукцию.

Пожарный пирс

Как и разворотная площадка для забора воды специальной техникой подразделений МЧС, пожарных формирований промышленных/складских предприятий, сельских ДПД – практически неотъемлемая часть пожарного водоема. Ведь крайне редко природа позволяет использовать реку, море или озеро непосредственно с берега без дополнительных мероприятий по его обустройству, часто связанному с немалыми затратами.

Пожарный резервуар

По сути, это разновидность искусственного пожарного водоема, имеющего стационарный жесткий корпус из металлических сплавов, монолитного или сборного железобетона. Встречаются и конструкции из высокопрочного пластика для хранения расчетного количества воды для тушения возможных очагов огня.

Без этих природных объектов/искусственных сооружений на большей части территории регионов России потушить пожары, количество которых исчисляется десятками тысяч за год, было бы просто невозможно.

Алексей Бартош/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Gk-Rosenergo.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: