Требования к ТРК на АЗС

топливораздаточные колонки: требования, эксплуатация

Требования к ТРК на АЗС

3. Технические требования

3.1. Колонки следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технических условий на колонки конкретного типа по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

3.2. Пределы допускаемой основной погрешности колонок при нормальных условиях, указанных в п. 7.1, не должны быть более ±0,25 %, ±0,4 %.

1. Предел допускаемой основной погрешности стационарных колонок на аварийном ручном приводе не нормируют.

2. Пределы допускаемой основной погрешности при измерении минимальных доз должны быть удвоены.

3. Предел допускаемой основной погрешности колонок со счетчиками жидкости по ГОСТ 28066 устанавливают в технических условиях на колонки конкретного типа.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

3.3. Погрешность колонок при выпуске из производства не должна превышать 0,8 предела допускаемой основной погрешности по п. 3.2.

3.4. У колонок для образования и выдачи топливной смеси пределы допускаемой погрешности дозирования масла не должны быть более:

  • ±0,004 л — при дозе масла в топливной смеси от 0,02 до 0,1 л включительно;
  • ±2 % — при дозе масла в топливной смеси от 0,1 до 1л включительно;
  • ±1 % — при дозе масла в топливной смеси свыше 1 л.

3.5. Наибольшие допускаемые изменения действительных значений погрешности, указанные в п. 3.2, вызванные изменением внешних влияющих факторов в пределах рабочих условий, не должны превышать абсолютных значений основной погрешности.

Примечание. Для колонок со счетчиками жидкости по ГОСТ 28066 допускаемые изменения действительных значений погрешности устанавливают в технических условиях на колонки конкретного типа.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

3.6. Сходимость показаний колонок не должна превышать абсолютного значения предела допускаемой основной погрешности по п. 3.2.

3.7. Колонки следует изготовлять в климатическом исполнении У категории 1 по ГОСТ 15150 для работы при температурах окружающего воздуха от плюс 50 °С до минус 40 °С и относительной влажности от 30 % до 100 %.

Температура выдаваемого топлива должна быть:

  • для бензина — от плюс 35 °С до минус 40 °С;
  • для дизельного топлива и керосина — от плюс 50 °С до минус 40 °С (или температуры помутнения или кристаллизации топлива);
  • для топливной смеси — от плюс 35 °С до плюс 6 °С.

3.8. Колонки должны сохранять параметры в пределах норм, указанных в пп. 2.2, 3.2, при высоте раздаточного крана над уровнем земли 2,6 м, вакуумметрическом давлении на входе не менее 0,035 МПа (0,35 кгс/см 2 ) — для бензина и не менее 0,05 МПа (0,5 кгс/см 2 ) — для топлива остальных видов, или избыточном давлении на входе не более 0,05 МПа (0,5 кгс/см 2 ) для всех видов топлива.

3.9. Требования к задающим устройствам колонок — по техническим условиям, утвержденным в установленном порядке.

3.10. Требования к раздаточным кранам — по нормативно-технической документации.

3.11. Требования к отсчетным устройствам в части размеров цифр — по ГОСТ 5365.

Для указателей разового учета дистанция считывания не должна превышать длины раздаточного рукава; для указателей суммарного учета — 1 м.

3.12-3.14. (Исключены, Изм. № 2).

3.15. В конструкции колонок должны быть предусмотрены фильтрующие устройства с тонкостью фильтрования не более 60 мкм, а по требованию потребителя — не более 20 мкм.

3.16. Конструкция колонок должна обеспечивать возможность слива топлива из гидравлической системы.

3.17. Верхний предел показаний указателя разового учета должен быть, не менее:

  • 99 л — для колонок с номинальным расходом 25, 40 и 50 л/мин;
  • 999 л » » » » » 100 и 160 л/мин.

3.18. Верхний предел показаний указателя суммарного учета:

  • для колонок с номинальным расходом 25, 40 и 50 л/мин — не менее 999999 л;
  • для колонок с номинальным расходом 100 и 160 л/мин — не менее 9999999 л.

3.19. Цену деления указателя разового учета, дискретность дозирования и выдачу электрических сигналов следует выбирать из ряда: 0,01; 0,05; 0,1; 1; 5; 10 л.

3.20. Цена деления указателя суммарного учета должна быть не более 1 л.

3.21. Конструкция колонок должна обеспечивать соответствие показаний указателей разового и суммарного учета заданной или выданной дозе.

3.22. В конструкции колонок всех типов, кроме колонок с ручным приводом, ручным управлением и других типов, при работе в режиме ручного управления должно быть обеспечено автоматическое прекращение подачи топлива после выдачи требуемых доз, установленных задающими устройствами.

3.23. В конструкции колонок должна быть обеспечена установка указателя разового учета в положение нуля перед каждой выдачей топлива.

3.24. (Исключен, Изм. № 2).

3.25. В конструкции колонок для образования и выдачи двухкомпонентной смеси должны быть предусмотрены указатели соотношения или процентного содержания компонентов смеси.

3.26. (Исключен, Изм. № 2).

3.27. В конструкции колонок должна быть предусмотрена возможность опломбирования сборочных единиц, влияющих на метрологические показатели, и указателей суммарного учета.

3.28. По заказу потребителя стационарные колонки могут изготовляться с аварийным ручным приводом.

Примечание. Требование не распространяется на колонки для образования и выдачи топливной смеси.

3.29. В колонках должна предусматриваться информация о виде выдаваемого топлива.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

3.30. Наружные детали колонок должны быть изготовлены из материалов, стойких к воздействию окружающей среды, или защищены соответствующими покрытиями.

Детали колонок или их покрытия следует изготовлять из материалов, которые при соприкасании с выдаваемым топливом не влияют на его качество.

3.31. Классы лакокрасочных покрытий по ГОСТ 9.032 должны соответствовать:

  • III — наружных поверхностей облицовки;
  • V — остальных поверхностей.

Условия эксплуатации лакокрасочных покрытий — по ГОСТ 9.104.

3.32. Металлические и неметаллические неорганические покрытия — по ГОСТ 9.303 и ГОСТ 9.306.

3.33. Средняя наработка на отказ колонок — не менее 7000 ч.

Критерии отказа: несоответствие пределу основной допускаемой погрешности (п. 3.2) и номинальному расходу (п. 2.2).

Показатель ремонтопригодности — среднее время восстановления работоспособности — 4 ч.

3.34. Полный средний срок службы колонок — не менее 12 лет.

Критерии предельного состояния определяются предельным состоянием измерителя объема и насоса колонки и устанавливаются в технических условиях на колонки конкретного типа.

3.33, 3.34. (Измененная редакция, Изм. № 2).

3.35. Колонки в упаковке для транспортирования должны выдерживать без повреждений транспортную тряску с ускорением 30 м/с2 при частоте ударов от 80 до 120 в минуту и воздействие температур минус 50 — плюс 50 °С, по требованию потребителя — минус 60 °С.

3.36. Применение смазок в колонках устанавливается по химмотологической карте — по ГОСТ 25549.

27 Февраля 2013 г.

© 2007–2021 ГК«Газовик». Все права защищены.
Использование материалов сайта без разрешения владельца запрещено и будет преследоваться по закону.

Требования к ТРК на АЗС

ГОСТ Р 58927-2020

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Общие технические условия

Fuel dispensers. General specifications

Дата введения 2020-10-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт расходометрии» (ФГУП «ВНИИР»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 024 «Метрологическое обеспечение добычи и учета энергоресурсов (жидкостей и газов)»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты«, а официальный текст изменений и поправок в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты«. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты«. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на топливораздаточные колонки (далее — ТРК), предназначенные для измерения количества нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива), отпущенного в баки транспортных средств и тару потребителей на автозаправочных станциях (АЗС) и комплексах.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 2.601 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 9.104 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации

ГОСТ 15.309 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 15846 Продукция, отправляемая в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение

ГОСТ 24314 Приборы электронные измерительные. Термины и определения, способы выражения погрешностей и общие условия испытаний

ГОСТ Р 8.568 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения

ГОСТ Р 8.654 Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к программному обеспечению средств измерений. Основные положения

ГОСТ Р 27.403 Надежность в технике. Планы испытаний для контроля вероятности безотказной работы

ГОСТ Р 52931 Приборы контроля и регулирования технологических процессов. Общие технические условия

ГОСТ Р 53692 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов

ГОСТ Р 55838 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Требования к безопасному хранению списанных изделий перед утилизацией

ГОСТ Р ИСО 3744 Акустика. Определение уровней звуковой мощности и звуковой энергии источников шума по звуковому давлению. Технический метод в существенно свободном звуковом поле над звукоотражающей плоскостью

СП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 24314.

3.2 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

ПО — программное обеспечение;

СИ — средства измерений;

ТУ — технические условия.

4 Технические требования

4.1 Колонки следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта и ТУ на ТРК по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

4.2 Основные параметры и характеристики ТРК

4.2.1 Основные параметры ТРК приведены в таблице 1.

Роспотребнадзор

Роспотребнадзор

Права потребителя при недоливе бензина на топливораздаточных колонках АЗС — НОВОСТИ

Права потребителя при недоливе бензина на топливораздаточных колонках АЗС

Права потребителя при недоливе бензина на топливораздаточных колонках АЗС

Если возникли сомнения в правильности работы топливораздаточной колонки, вы можете обратиться к оператору АЗС за разъяснениями или с требованием провести контрольный замер отпуска бензина. Возможно, ваш спор закончится на этом, продавец сделает перерасчет, и вам вернут деньги добровольно.

Читайте также  Рейтинг телевизоров с диагональю 22-24 дюйма

Как вариант, вам придётся сделать контрольный замер. Для этого вам обязаны предоставить образцовый мерник, соответствующий ГОСТ 8.400-80. Мерник должен быть сухой и чистый, а также опломбированный Центром стандартизации и метрологии (далее – ЦСМ). В соответствии с п. 20.3 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утверждённых Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 № 229, средства измерения, находящиеся в эксплуатации на АЗС, подлежат государственной поверке.

Номинальная вместимость мерников может быть 10, 20, 50, 100 дм3. С помощью мерника можно выполнить проверку топливораздаточных колонок, дозаторов бензина и дизельного топлива на предмет правильности отпуска горючего в температурных пределах от –20 °С до +30 °С. Согласно рекомендациям Госкомитета, установленным МИ 1864-88, температура топлива должна быть +20 °С. Однако сама АЗС в зависимости от времени года может корректировать температуру бензина, что отражается в соответствующих протоколах (п.п. 4.3, 4.4 МИ 2895-2004). Указанные документы в случае отклонения от температурной нормы можно запросить у администрации АЗС.

При этом необходимо иметь в виду, что бензин, который будет использоваться для контрольного замера, оплачивается вами. После проведения замера бензин можно слить в бак вашего автомобиля.

Перед замером мерник проливают топливом, иначе показатели мерника будут занижены.
Мерник содержит температурную разметку со шкалой от +50 до -60 и подвижную каретку. После того как топливо залито в мерник, необходимо чтобы подвижная каретка зафиксировалась (п. 6.4.4 МИ 2895-2004). Погрешность составляет от +1 до -1 номинальной вместимости. Всё, что больше или меньше, является отклонением от нормы. Если уровень бензина ниже установившейся планки, значит, вам недолили. Не исключено, что вам могут отказать в предоставлении мерника и осуществлении контрольного замера. В этом случае, при наличии обоснованных подозрений в обмане, вы можете сообщить об этом в Управление Роспотребнадзора по пермскому краю и полицию. Не будет лишним, если вы заручитесь поддержкой очевидцев случившегося, а также сделаете запись в книге жалоб и предложений. Если у вас нет времени ожидать стражей правопорядка, вы можете обратиться с письменной жалобой в указанные органы либо прокуратуру. После вашей жалобы АЗС проверят и в случае выявления нарушений наложат административный штраф либо приостановят работу топливораздаточной колонки до устранения неисправности.

Недолив бензина нарушает обязательное условие договора купли-продажи о количестве товара (ст. 465 ГК РФ). Указанные действия, в том числе, квалифицируются как обсчёт: взимание большей суммы, чем обусловлено ценой товара; либо утаивание (невозврат) излишней денежной суммы, полученной от потребителя (передача ему только части этой суммы).

Потребителям необходимо знать, что отношения, возникающие между потребителем и продавцом моторного топлива, регулируются Законом Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей», ГК РФ, а также иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с положениями ст. ст. 454, 456, 465 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю) в количестве, предусмотренном договором в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определённую денежную сумму (цену). Статья 14.7 КоАП РФ говорит о том, что обмеривание, обвешивание, обсчёт, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), влечёт наложение административного штрафа.

Если обман на заправочной станции подтвердился, на основании гражданского законодательства и Закона «О защите прав потребителей» вы имеете право: требовать долива бензина либо получить назад излишне уплаченные денежные средства, а также право на обращение в суд.

Претензии к качеству моторного топлива и вопросы недолива топлива рассматриваются отделом Госнадзора по Пермскому краю Приволжского Межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (адрес: 614068, г. Пермь, Борчанинова ул., 85).

НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЕ

УСТРОЙСТВО АВТОЗАПРАВОЧНОЙ СТАНЦИИ

Назначение и принцип действия ТРК

Для выдачи топлива и масел потребителям применяются топливораздаточные, смесераздаточные и маслораздаточные колонки различных конструкций. Основной задачей колонок является выдача потребителям задаваемых доз топлива или масла с требуемой точностью (погрешность отпуска дозы не должна превышать ±0,5%).

Несмотря на многообразие конструктивных исполнений, все типы и модели топливораздаточных колонок имеют общие узлы и детали. Рассмотрим схему топливораздаточной колонки и ее принцип действия на примере топливораздаточной колонки модели 1ТК-40 (подача 40 л/мин) с электромеханическим задающим устройством.

Задается требуемое количество топлива, при этом включается электродвигатель 15 колонки. Под действием разрежения, созданного роторно-шиберным насосом 3, топливо из резервуара поступает по трубопроводу через фильтр 1 и нижний обратный клапан 2, фильтр 4 в роторно-шиберный насос. Насос подает жидкость в отделитель газа 5, верхний обратный клапан 6, поршневой счетчик жидкости 11, поворотный прозрачный индикатор 12, раздаточный рукав, кран 13 и в бак автомашины.

При поступлении жидкости в газоотделитель скорость протекания ее резко снижается, одновременно происходит изменение направления потока, в результате чего из жидкости выделяются воздух и пары топлива. Воздух скапливается в верхней полости корпуса газоотделителя и через жиклер, вместе с некоторой частью жидкости, и сливную трубку попадает в поплавковую камеру, где воздух и пары через воздушную трубку выходят в атмосферу, а часть жидкости попадает через сливную трубку обратно в фильтр. Жидкость, поступая в счетчик, перемещает попеременно поршни счетчика жидкости, связанные с коленчатым валом и передающие ему вращение. Коленчатый вал, в свою очередь, передает вращение на счетное устройство 7, имеющее два циферблата (передний и задний), на каждом из которых установлено по одной стрелке, которые совершают один оборот при отпуске 100 л горючего.

На передний циферблат выходит окно шестибарабанного суммарного счетчика 8, который показывает нарастающий итог количества отпущенной жидкости в литрах.

По окончании выдачи дозы жидкости, что видно по стрелочному указателю, дозатор через импульс задатчика 10 автоматически отключает электродвигатель колонки, а нажатием на кнопку сброса 9 стрелку возвращают в нулевое положение.

Гидравлическая схема ТРК

Принцип работы колонки поясняется гидравлической схемой. На дистанционном устройстве (пульт, компьютер или кассовый аппарат) задается доза. При снятии раздаточного крана автоматически включается электродвигатель. Под действием разрежения, создаваемого насосом, топливо из резервуара через приемный клапан поступает в насос. Насос подает топливо в газоотделитель. Через клапан и измеритель объема отмеренное количество топлива поступает через раздаточный кран в бак потребителя.

При поступлении топлива в газоотделитель скорость потока резко снижается из-за увеличения проходного сечения потока жидкости, в результате чего из топлива происходит наиболее полное выделение паров топлива и воздуха как при малом, так и значительном его подсосе. Топливо из газоотделителя поступает в измеритель объема. Заполняя цилиндры, топливо приводит в движение поршни, которые перемещаются из одного крайнего положения в другое.

Поступательное движение поршня вместе с кулисой, на которой он жестко закреплен, преобразуется во вращательное движение вала, причем за один ход поршня коленчатый вал и золотник поворачиваются на угол 180°. Вращение коленчатого вала с золотником дает возможность заполнять поочередно каждый из четырех цилиндров, одновременно вытесняя топливо из противоположного цилиндра (два поршня закреплены на одной кулисе). Вращательное движение коленчатого вала измерителя объема передается через соединительную муфту на вал датчика расхода топлива.

Характеристика узлов ТРК

Рассмотрим краткую характеристику отдельных узлов гидравлической схемы.

— обратный клапан, устанавливаемый в начале линии выдачи внутри резервуара и служащий для предотвращения слива топлива из линии выдачи обратно в резервуар при выключении насоса ТРК .

Всасывающий клапан монтируется на расстоянии 120 – 200 мм от дна резервуара, что обеспечивает поступление в раздаточную колонку чистого нефтепродукта. Клапан открывается под действием разрежения, создаваемого насосом во всасывающем трубопроводе. При прекращении работы насоса давление топлива в трубопроводе и резервуаре выравнивается и клапаны 2, под действием собственного веса, садятся на седла 4.

Фильтр предназначен для предохранения гидравлической системы колонок от попадания посторонних твердых частиц, что может привести к износу и поломке насоса и неточному замеру объема нефтепродукта. Различают фильтры грубой очистки (размер твердых частиц более 80…100 мкм) и тонкой очистки (размер твердых частиц до 20 мкм). В фильтрах применяются либо сетки, либо разнообразные фильтрующие материалы.

Насос топливораздаточной колонки предназначается для перекачки топлива из резервуаров АЗС в баки автомашин. Наибольшее применение получили насосы роторно-шиберного (пластинчатого) типа.

Ротор расположен эксцентрично относительно статора, образуя камеру всасывания и нагнетания. В роторе имеются пазы, в которых находятся пластины (лопатки). Под действием центробежных сил пластинки выдвигаются из пазов ротора. При расширении объема происходит процесс всасывания, а при уменьшении – нагнетание. Перепускной клапан поддерживает постоянное давление в полости нагнетания (например, 0,2 МПа).

Газоотделители топливораздаточных колонок предназначены для отделения от топлива воздуха, который может раствориться в нем при сливе топлива в резервуары.

В поплавковой камере происходит конденсация паров топлива, осаждение частиц топлива, унесенного вместе с паровоздушной смесью, и выброс выделенного воздуха и паров в атмосферу.

Клапан электромагнитный – устройство для снижения расхода в конце выдачи дозы с целью завершения работы колонки на малом расходе, что значительно повышает точность отпуска дозы. Различают клапаны электромагнитные одинарного или двойного действия.

Клапаны одинарного действия только снижают расход топлива в конце выдачи дозы. Клапаны двойного действия дополнительно после окончания выдачи дозы полностью перекрывают трубопровод.

Измеритель объема предназначен для измерения количества выдаваемого топлива. С ним связано отсчетное устройство, которое дает цифровую информацию о количестве отпущенного топлива.

Рассмотрим принцип действия поршневого измерителя объёма топлива. Поступательное движение поршня вместе с кулисой, на которой он жестко закреплен, преобразуется во вращательное движение вала. Кулиса (франц. – паз) имеет вырез, в котором движется кривошип коленчатого вала.

Вращение коленчатого вала с золотником дает возможность заполнять поочередно каждый из четырех цилиндров, одновременно вытесняя топливо из противоположного цилиндра (два поршня закреплены на одной кулисе). Вращательное движение коленчатого вала измерителя объема передается через соединительную муфту на вал датчика расхода топлива.

Отсчетные устройства могут быть различных конструкций: механические стрелочные, механические роликовые, электронно-механические, электронные.

В гидравлической системе колонок обычно перед выходом раздаточного рукава устанавливается индикатор со стеклянным колпачком или окном, через которое можно наблюдать за потоком топлива, выходящего из колонки, и контролировать его загазованность.

Раздаточные рукава колонок выполняются обычно резинотканевыми.

В последнее время стали применять рукава из полимерных материалов. Работа раздаточных рукавов осуществляется в сложных условиях, часто происходят их перегибы, скручивания, возможны наезды на них колесами заправляемых автомобилей.

Для удобства потребителей выполняются конструкции колонок, имеющих два раздаточных рукава, работающих от одной измерительной системы. В этом случае при выдаче топлива через один рукав второй блокируется специальным клапаном.

Находят широкое применение конструкции колонок, имеющих в одном корпусе две насосно-измерительные системы, работающих самостоятельно, каждая на свой раздаточный рукав. Такими колонками может осуществляться отпуск топлива двух сортов. Отсчетное устройство такой колонки либо двойное, либо одинарное с блокировкой.

С целью обеспечения выдачи топлива нескольких сортов одной колонкой применяются многорукавные колонки (4 – 6 рукавов) с самостоятельными гидравлическими системами, работающими на свои рукава. Такие колонки представляют сплошные агрегаты, позволяющие сокращать площади, необходимые для установки колонок.

Читайте также  Стоит ли делать свой контур заземления, если земля есть на вводе?

На выходных концах раздаточных рукавов устанавливаются раздаточные краны или «пистолеты». Они могут быть автоматическими и механическими. Краны имеют выходные патрубки, которыми они вставляются в топливные баки заправляемых автомашин. Открытие кранов осуществляется вручную, нажатием на специальные рычаги. В зависимости от силы давления на рычаг регулируется степень открытия крана. В автоматических кранах при наполнении топливного бака до верхнего уровня, когда топливо достигает патрубка крана, происходит его автоматическое закрытие. В неавтоматических кранах закрытие осуществляется вручную. В этом случае существует риск перелива бака и разлива топлива на землю, что нежелательно с экологической и противопожарной точки зрения.

Раздаточный кран, являющийся замыкающим звеном бензоколонки, должен быть удобным в обращении, легким, без подтекания топлива, взрывобезопасным, красивым в оформлении и соответствующим всем требованиям эргономики.

Раздаточные краны имеют различные конструктивные решения, но выполняют одну функцию: наполнение бака топливом. Время заправки зависит от емкости бака и расхода жидкости через кран. Время, затрачиваемое на заправку одного автомобиля, принимается для бензина равным 3 мин, для дизельного топлива – 5 мин.

Виды топливораздаточных колонок

В настоящее время осуществляется выпуск отечественных колонок с расходом 50 л/мин серии 2000, многопостовых колонок серии 4000 с расходом 50 л/мин, колонок с повышенным расходом до 100 л/мин серии 6000, многопостовых блочных колонок с расходом 50 л/мин серии 5000.

Смесераздаточные колонки предназначены для заправки транспортных средств с двухтактными двигателями смесью бензина с касторовым маслом в различных пропорциях. Такие колонки в России не производятся. При необходимости на АЗС и АЗК устанавливают колонки зарубежных фирм.

Требования к технической эксплуатации ТРК и МРК

Топливораздаточные колонки предназначены для измерения объема и выдачи топлива при заправке транспортных средств и в тару потребителя. Класс точности ТРК должен быть не более 0,25. Маслораздаточные колонки предназначены для измерения объема и выдачи масел в тару потребителя. Класс точности МРК должен быть не более 0,5.

Топливораздаточные колонки являются средствами измерения объема топлива и подлежат государственной поверке:

  • первичной — при выпуске из производства или после ремонта;
  • периодической — в процессе эксплуатации в установленном порядке.

При положительных результатах государственной поверки пломбы с оттиском государственного поверителя навешивают в местах в соответствии со схемой пломбирования, приведенной в эксплуатационной документации завода-изготовителя.

Не допускается эксплуатация ТРК и МРК :

  • с погрешностью, превышающей установленную в описании типа данного средства измерений;
  • при отсутствии или с нарушенными пломбами госповерителя;
  • при наличии подтекания топлива из-за негерметичности агрегатов, узлов и соединений;
  • с техническими неисправностями или отступлениями от правил технической эксплуатации, определенных заводом-изготовителем;
  • с нарушениями конструкции колонки, описанной в эксплуатационной документации.

Устройство ТРК (топливораздаточной колонки) на АЗС

Судя по независимым отзовикам, некоторых наших клиентов беспокоит возможность недолива топлива на АЗС. Кроме того, возникло недоразумение с клиенткой, оплатившей топливо до того, как ее автомобиль подъехал к топливораздаточной колонке. Из-за нарушения алгоритма заправки девушка едва не осталась с пустым баком.

Чтобы Вы могли удостовериться, что налив топлива полностью автоматизирован, и любое постороннее вмешательство в этот процесс практически исключено, мы решили повторить материал об устройстве, типах и видах ТРК. А заодно напомнить и о самом алгоритме заправки. Соблюдая который, Вы убережете от неприятностей себя и наших сотрудников.

Процесс заправки: как это происходит?

Горючее попадает в бак автомобиля через топливораздаточный кран или пистолет, присоединенный через рукав к топливораздаточной колонке (ТРК). У современных колонок 2 вида такого «оружия», чтобы осуществлять выдачу топлива на обе стороны. Не исключена и односторонняя выдача единственного нефтепродукта. Таких пистолетов может быть от 1 до 5.

ТРК соединяются с резервуарами хранения топлива системой технологических трубопроводов, в основном подземных. Есть контейнерные АЗС (резервуар и ТРК — в едином блоке-контейнере); есть АЗС с наземным расположением резервуаров. Все современные АЗС имеют заглубленные резервуары, расположенные или под ТРК (блочные или портальные АЗС), или удаленно: в резервуарном парке.


Фото — Блочная АЗС: подземное расположение резервуаров, размещение ТРК над блоком хранения топлива.

Резервуары хранения топлива могут иметь различный объём, в зависимости от реализации АЗС. Бывают двухсекционными с перегородкой на два вида топлива, объемом от 15 до 75 м куб.

ТРК управляются оператором АЗС через контроллер или автоматизированную систему управления (АСУ АЗС). Через нее производятся все операции:
— прием и отпуск топлива;
— приёмка и реализация товаров магазина и пр.

К контроллеру или компьютеру АСУ АЗС подключается контрольно-кассовая машина для печати чеков и передачи данных о реализации в налоговые органы. Все данные о реализации АЗС передаются в бухгалтерскую службу для контроля и проведения отчетных мероприятий.

Фото — Автоматизация современной АЗС имеет сложную структуру передачи данных


Алгоритм заправки

Оператор АЗС для отпуска топлива вводит необходимый литраж или сумму, которую называет клиент.
На всех современных ТРК с электронным управлением есть датчик снятого пистолета. При его снятии ТРК издает звук, и в этот момент у оператора АЗС на мониторе отображается, какой именно пистолет снят.
Клиент произносит номер колонки, вид топлива и сумму или литраж, это делается для дополнительного контроля, если вдруг ошибочно снят не тот пистолет.
Для заправки до полного бака включается специальная функция. При этом у вас могут потребовать залоговую сумму, в пределах которой будет осуществлена заправка. Это способ для АЗС защитить себя от мошенников и неплатежеспособных клиентов.

Внимание! Не спешите оплачивать топливо до того, как Ваш автомобиль подъедет к ТРК!
После оплаты пистолет вставляется в бензобак и осуществляется налив топлива.

Сомневаетесь, что в бензобаке оказался оплаченный объем горючего? Попросите сотрудника АЗС принести мерник – специально поверенный инструмент, позволяющий отследить точность налива колонки. На нем должна быть выставлена температура окружающей среды, это важно! И пусть представитель администрации заправки наполнит мерник из той же ТРК, чтобы Вы могли своими глазами убедиться, есть ли погрешность.

АЗС работает круглосуточно, поэтому персонал выходит на работу посменно. Приём-передача смены происходит в «пересмену» — небольшой временной промежуток, когда сотрудники пересчитывают наличность, проводят сверку по топливу, по сопутствующим товарам. Время пересмены «священно», заправить Вас в этот промежуток просто не смогут.

Устройство и виды ТРК:

Все современные ТРК оснащены электронной системой управления. Это позволяет не только активировать подачу топлива дистанционно, с рабочего места оператора, но и отследить процесс заправки на компьютере и дисплее самого топливораздаточного агрегата. Механические устройства в настоящий момент практически не используются.

Устройство ТРК (схема)

1. Приемный клапан. Он не дает топливу сливаться с трубопроводов и всего оборудования обратно в резервуар. Без клапана насосу пришлось бы при каждой заправке полностью заполнять всю систему от резервуара до заправочного пистолета, а это — лишний расход электроэнергии и времени.
2. Фильтр. Еще один фильтрующий элемент на АЗС, он может быть установлен сразу после приемного клапана или в газоотделителе (5). Если фильтр забивается, то при заправке слышен гул, так как насосу приходиться работать с большим усилием.
3 и 4. Двигатель и насос. Работают в паре, соединены ременной передачей. Но есть конструкции, где насос и двигатель сидят на одном валу. Ременная передача — безопаснее: она защищена от повышенных нагрузок на двигатель.
5. Газоотделитель. Отделяет от топлива лишние газы, которые в спокойном состоянии находятся во взвешенном состоянии, а при активном перемешивании топлива объединяются и создают пену. Это небольшой резервуар, в котором топливо ненадолго задерживается, а лишние газы свободно уходят через дренажные отверстия сверху/
6. Электромагнитный клапан. Открывается при подаче топлива и закрывается сразу после прекращения закачки. Если данный клапан сломан, он может перекрыть всю систему или не закрывать ее, тогда топливо будет поступать в раздаточный пистолет по инерции даже после отключения насоса. Если клапан не закрылся, ТРК заправляет примерно 0,2-0,5 литра лишнего топлива.
7. Измеритель жидкости (он же — топливоизмеритель, счетчик жидкости и т.д.). Функция: точно отмерять количество топлива. Бывают электронные (настройка точности — с помощью специальных команд) или механические (с помощью регулировочных болтов).
8. Смотровое окно: полая колба со стеклом. Колба наполнена топливом? Приемный клапан работает, и топливо остается в системе после отключения насоса.
9. Раздаточный пистолет. Предназначен для управления подачей топлива в горловину бака. Отсекает подачу горючего при переполнении бака.

— многотопливные: на каждой стороне от двух до пяти видов топлива;
— однотопливные: односторонние с единственным видом горючего.

Количество многотопливных колонок варьируется от 2 до 6, в зависимости от местоположения и проходимости АЗС.

В зависимости от удаления ТРК от резервуара хранения топлива выделяют:
— всасывающие ТРК: насос подачи топлива — в самом корпусе колонки; их работу слышно по работе насоса возле колонки.
— напорные ТРК: насос подачи топлива — в резервуаре. Их работу можно вообще не услышать из-за внешнего шума, только тихие щелчки работы измерителя объема.

Особенности всасывающих ТРК

Всасывающие ТРК более популярны: примерно 60% всех колонок в мире. Больше их потому, что такие модели были изобретены и стали устанавливаться гораздо раньше.

Общий принцип работы всасывающих ТРК:

Запрос водителя — кассир АЗС с пульта отправляет сигнал, разрешающий подачу горючего, на выбранную ТРК — топливный пистолета опускается в бак и нажимается рычаг (при использовании пистолетов с ручным управлением) — осуществляется подача топлива.

В этот момент электронасос в корпусе самой колонки всасывает бензин или дизель из резервуара хранения. Мощность насоса невысока, потому резервуар должен быть расположен не дальше 45 метров от ТРК. Горючее попадает в бак автомобиля через серию фильтров, газоотделитель и измеритель объема.
Измеритель зафиксировал установленный оператором объем? Он мгновенно останавливает насос и подачу топлива.


Напорные ТРК. Особенности

Напорные ТРК появились в США полвека назад. Постепенно их становится все больше.

Ключевое отличие от всасывающих колонок — расположение насоса. Это погружное устройство устанавливается на самом дне резервуара с топливом. Погружной насос более мощный, поэтому он позволяет подавать бензин или дизель одновременно на несколько колонок. Резервуар может быть расположен на расстоянии до 150 м.

Общий принцип работы напорных ТРК:

Двигатель насоса активируется — топливо проходит сквозь него и отправляется на промежуточный узел— перераспределяется с помощью системы клапанов между несколькими ТРК, куда должна осуществляться подача. После отдачи необходимого объема клапана закрываются — оставшееся горючее возвращается в резервуар.

Преимущества и недостатки

Напорные ТРК в эксплуатации более эффективны, экономичны и удобны для клиентов.
Их единственный недостаток: при неисправности насоса на АЗС полностью прекращается продажа топлива определенной марки (нет физической возможности подачи его на топливные колонки).

Преимущества напорных ТРК:

  • менее энергозатратны: вместо серии насосов работает лишь один на каждый вид продукции;
  • больший срок бесперебойной работы: 300-500 млн. литров ( всасывающие рассчитаны на 10-12 млн.);
  • не теряют мощности на всем периоде эксплуатации, обеспечивая более быстрое обслуживание;
  • исключают образование воздушных пробок в жаркую погоду;
    гарантируют большую безопасность счет большего удаления резервуаров;
  • не шумят при работе.
Читайте также  Можно ли увеличить мощность бензогенератора с 50 до 500 Вт?

Фото — В корпусе напорной ТРК расположены только измерители объема. Погружной насос, подающий топливо по трубопроводу, располагается внутри резервуара.

Особенности оформления ТРК

— Сквозная нумерация сторон ТРК: первая колонка: стороны 1 и 2, вторая — 3 и 4 и т.д.
— Номера наносят на сами ТРК и на колонны так, чтобы оператор видел все колонки и автомобили возле них.

На сетевых АЗС «Змей Горыныч» используются напорные ТРК производства ООО «Ливенка» (г. Ливна). А также насосы итальянского производства. Это гарантирует высокую степень надежности, повышенной износостойкости и длительной работоспособности оборудования.

Все оборудование на сетевых АЗС «Змей Горыныч» регулярно проверяется, сотрудники сервисной службы оперативно устраняют любые неполадки.

НПБ 111-98 => Приложение 2. Требования к топливозаправочному пункту жидкого моторного топлива*. Приложение 3*. Требования к.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТРЕБОВАНИЯ К ТОПЛИВОЗАПРАВОЧНОМУ ПУНКТУ ЖИДКОГО МОТОРНОГО ТОПЛИВА *

1 * . Минимальные расстояния от технологического оборудования и сооружений топливозаправочного пункта жидкого моторного топлива до зданий, сооружений и наружных установок предприятия, на котором он размещается, следует принимать в соответствии с таблицей.

Наименование зданий, сооружений и наружных установок

Подземные резервуары для топлива и очистные сооружения

Надземные резервуары для топлива

Площадка для АЦ

Производственные здания и помещения категорий А, Б, Г; наружные установки категорий Ан, Бн, Вн, Гн; площадки хранения транспортных средств для перевозки опасных грузов классов 2-4, 8 и подкласса 9.1 по ГОСТ 19433

Производственные здания категорий В и Д, помещения категорий В1-В4 и Д, наружные установки категории Дн:

здания I, II степени огнестойкости классов С0 и С1 и III степени огнестойкости класса С0

здания III степени огнестойкости класса С1 и IV степени огнестойкости класса СО

здания IV, V степени огнестойкости и наружные установки категории Дн

Административные и бытовые здания

Открытые площадки и навесы для хранения транспортных средств

До оси внутренних железнодорожных путей предприятия

До края проезжей части автомобильных дорог предприятия

Здания и сооружения с наличием радиоактивных и вредных веществ I и II классов опасности по ГОСТ 12.1.007-76 * ; площадки хранения транспортных средств для перевозки опасных грузов классов 1, 5-7 и подкласса 9.2 по ГОСТ 19433

Примечания: 1. Расстояния до зданий, указанные в строке 2, не нормируются, а расстояния, указанные в строке 3, допускается уменьшать на 50 %, если стена здания, обращенная в сторону топливозаправочного пункта, является противопожарной и не имеет проемов.

2. В таблице приведены расстояния до очистных сооружений, относящихся к топливозаправочному пункту и отвечающих требованиям настоящих норм. Расстояния до очистных сооружений предприятия определяются в зависимости от их категории.

3. Расстояния, указанные в строке 4, приведены до площадок хранения легкового и мототранспорта в количестве не более 10 ед. При увеличении этого количества до 50 ед. указанные расстояния должны быть увеличены на 30 %, а свыше 50 ед. — на 60 %. При организации стоянок для других транспортных средств расстояния следует увеличивать на 50 %.

4. При размещении в зданиях категорий В и Д, не относящихся к топливозаправочному пункту, помещений категорий А, Б, Г расстояния до стен (перегородок) этих помещений должны приниматься не менее 30 м.

2. Помещение операторной топливозаправочного пункта допускается размещать в зданиях другого назначения категории В или Д при обеспечении визуального контроля из этого помещения за процессами наполнения резервуаров из АЦ и выдачи топлива потребителям.

3. Эвакуационные выходы из близлежащих к топливозаправочному пункту зданий и сооружений предприятия, предназначенных для одновременного пребывания 50 человек и менее, должны размещаться на расстоянии не менее 12 м от наземно расположенного топливного оборудования АЗС и площадок для АЦ, а более 50 человек — не менее 15 м.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 *

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕДВИЖНЫМ АВТОЗАПРАВОЧНЫМ СТАНЦИЯМ ЖИДКОГО МОТОРНОГО ТОПЛИВА

I. Требования к технологическому оборудованию

1. Единичная емкость резервуаров (камер) ПАЗС, предназначенных для использования на территории населенных пунктов, не должна превышать 10 м 3 , а ПАЗС, предназначенных для использования вне населенных пунктов, — 20 м 3 .

2. Использование автотопливозаправщиков в качестве ПАЗС запрещается.

3. Технологическая система ПАЗС должна отвечать требованиям, предъявляемым к технологической системе АЗС с надземным расположением резервуаров, при этом:

использование одностенных резервуаров и двустенных с одностенным перекрытием не допускается;

система непрерывного автоматического контроля за герметичностью межстенного пространства резервуара ПАЗС должна обеспечивать сохранение своей работоспособности как во время движения ПАЗС (с учетом возможных вибраций), так и при остановке ПАЗС;

дублирование элементов системы предотвращения переполнения резервуаров ПАЗС допускается не предусматривать;

предохранительные мембраны резервуаров ПАЗС должны быть защищены от механических повреждений с обеспечением сохранения площади сбросного сечения при возможном опрокидывании ПАЗС. Оснащение резервуаров ПАЗС предохранительными клапанами взамен предохранительных мембран не допускается;

высота верхнего среза трубопровода линии деаэрации резервуара ПАЗС, определяемая от уровня проездов для транспортных средств, должна быть не менее 2,5 м;

дыхательный клапан должен быть установлен над резервуаром ПАЗС с обеспечением проветривания окружающего его пространства. Конструкция дыхательного клапана должна обеспечивать предотвращение выхода через него жидкой фазы топлива при опрокидывании ПАЗС.

4. Допускается использование для нескольких ТРК общего трубопровода подачи бензина или дизельного топлива из резервуара ПАЗС при условии наличия запорной арматуры на этом трубопроводе перед каждой ТРК.

5. Внутренний резервуар должен быть оборудован устройствами, предотвращающими образование в нем волны топлива при движении ПАЗС.

6. Все подходящие к резервуару ПАЗС трубопроводы должны быть выполнены только с верхней разводкой. Места соединения патрубков, смотровых окон, штуцеров и т. п. с резервуаром должны располагаться выше уровня топлива при номинальном заполнении резервуара.

7. Конструкция ПАЗС должна обеспечивать возможность заполнения резервуара ПАЗС с полным опорожнением трубопровода наполнения от жидкого топлива. На трубопроводе наполнения в месте подсоединения его к резервуару должен быть установлен огнепреградитель. Указанный трубопровод должен быть оснащен запорной арматурой, устанавливаемой у заправочной муфты (если последняя не является самозакрывающейся при расстыковке соединения) и над цистерной.

8 * . ТРК должны устанавливаться в технологическом отсеке, располагаемом в задней торцевой части (днище) резервуара ПАЗС. Технологический отсек должен быть оборудован поддоном для сбора утечек топлива.

9. Электропитание ТРК должно осуществляться либо от независимого источника (при установке ПАЗС на территории АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения топлива), либо от электрогенератора или аккумуляторов ПАЗС. Расстояние от технологического отсека и дыхательного клапана до моторного отсека, выпускной трубы базового автомобиля, электрогенератора и аккумуляторов должно быть не менее 3 м.

Подсоединительные разъемы кабелей электропитания и сигнальных кабелей должны иметь механические крепления, предотвращающие случайное их отсоединение. Отключение электропитания насосов линии выдачи должно обеспечиваться из технологического отсека и кабины водителя ПАЗС.

10. На линиях выдачи рекомендуется предусматривать погружные насосы, жестко устанавливаемые в резервуаре на расстоянии не менее чем 0,05 м выше нижнего среза трубопровода наполнения.

В случае, если установка насосов линий выдачи топлива предусмотрена в технологическом отсеке ПАЗС или конструкция погружных насосов не обеспечивает прекращение поступления топлива по трубопроводу этой линии по принципу “сифона”, указанный трубопровод следует оснащать обратным клапаном, который должен препятствовать обратному току топлива при обесточивании насосов и открываться только при достижении разрежения или давления в этом трубопроводе, соответствующих разрежению или давлению, создаваемым насосом линии выдачи. Обратный клапан должен быть установлен либо внутри резервуара, либо в верхней точке трубопровода выдачи топлива. Над резервуаром (у места подсоединения трубопровода линии выдачи к резервуару) должна быть установлена запорная арматура.

Выдача топлива потребителям самотеком запрещается.

11. Исполнение оборудования ПАЗС должно предусматривать возможность проведения периодических гидравлических или пневматических (инертным газом) испытаний резервуара и трубопроводов на герметичность в соответствии с требованиями ТЭД на ПАЗС, а также возможность пожаровзрывобезопасной очистки резервуаров от остатков хранимого топлива закрытым способом, дегазации и проветривания при подготовке их к ремонту.

12 * . Конструктивное исполнение ПАЗС или способ ее установки должны предотвращать возможность ее повреждения вследствие наезда на нее транспортных средств на территории площадки станции.

13. Шасси базового автомобиля ПАЗС должно отвечать требованиям ГОСТ Р 50913.

II. Требования к площадкам для размещения ПАЗС

14. Размещение ПАЗС в пределах населенных пунктов допускается только на территории традиционных АЗС в период проведения на АЗС регламентных и ремонтных работ, не связанных с огневыми работами, заполнением и выдачей топлива с использованием оборудования этих АЗС. Во время нахождения ПАЗС на территории традиционных АЗС эксплуатация зданий сервисного обслуживания не допускается. При размещении ПАЗС вне населенных пунктов, а также в исключительных случаях на их территории ее следует устанавливать на специально оборудованных для этой цели площадках, предусматриваемых в районах, недостаточно обеспеченных АЗС других типов. Места расположения таких площадок должны быть согласованы с территориальными подразделениями ГПС с учетом требований, предъявляемых к АЗС с надземными резервуарами, и следующих положений:

на территории традиционных автозаправочных станций ПАЗС должны размещаться рядом с заправочным островком на одном из проездов таким образом, чтобы был обеспечен безопасный подъезд транспортных средств для заправки по противоположному проезду, относящемуся к этому островку. При этом спереди и сзади ПАЗС следует устанавливать временные ограждения;

площадку для установки ПАЗС следует выбирать, исходя из условия возможности только одностороннего подъезда к ней транспортных средств с продольной стороны ПАЗС;

расстояния от ПАЗС до зданий и сооружений следует принимать в соответствии с таблицей 1 (как для надземных резервуаров). Расстояние от ПАЗС до приемных колодцев ливневой канализации (при их наличии) должно быть не менее 10 м;

площадка для установки ПАЗС и подъезды к ней должны иметь твердое покрытие, исключающее проникновение топлива в грунт;

площадка для установки ПАЗС должна быть оснащена устройством подсоединения заземления ПАЗС, отвечающего требованиям ПУЭ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ТРЕБОВАНИЯ К АЗС ЖИДКОГО МОТОРНОГО ТОПЛИВА, НА КОТОРЫХ ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ ПРИМЕНЕНИЕ ОДНОСТЕННЫХ НАДЗЕМНЫХ РЕЗЕРВУАРОВ *

1. Применение одностенных резервуаров с надземным расположением допускается только на АЗС, размещаемых вне территорий населенных пунктов и предприятий, при выполнении требований настоящих норм, а также с учетом изложенных ниже положений.

2. Разделение контейнерной АЗС на типы А и Б проводится исходя из условий:

тип А — общая вместимость резервуаров АЗС от 20 до 60 м 3 ;

тип Б — общая вместимость резервуаров АЗС не более 20 м 3 .

Общая вместимость резервуаров модульной АЗС должна составлять: для типа А — от 40 до 100 м 3 , для типа Б — не более 40 м 3 .

Единичная емкость резервуаров не должна превышать 10 м 3 .

3 * . Минимальные расстояния от АЗС до объектов, не относящихся к АЗС, принимаются в соответствии с таблицей.

Наименование зданий, сооружений и других объектов

Расстояние (м) от АЗС типа

Производственные, складские и административно-бытовые здания и сооружения промышленных предприятий (за исключением указанных в строке 10)

Алексей Бартош/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Gk-Rosenergo.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: