Требования пожарной безопасности к АЗС

Какие требования пожарной безопасности предъявляются к станции автомобильной заправочной? На что обратить внимание, чтобы избежать штрафов - отвечает "ПожСистемСтрой".

Требования пожарной безопасности к АЗС

СП АЗС: требования пожарной безопасности. Как соблюсти?

Автомобильные заправочные станции давно перестали быть тем местом, где только наполняют бак бензином и отправляются в путь. Теперь почти на любой заправке можно перекусить в кафе, купить необходимые мелочи, помыть машину и подкачать колеса.

С расширением функционала повысился и риск возгорания. Согласитесь, уследить за несколькими локациями труднее, чем за одной. Стоит ли говорить, чем опасна непотушенная сигарета или брошенный автозаправочный шланг?

Сделайте пребывание людей на вашей заправке максимально безопасным, а себя уберегите от штрафов за несоблюдение ПБ. Казалось бы, мелочь в глазах хозяина, может представлять собой серьезную проблему по мнению инспектора МЧС.

Какие нормы пожарной безопасности на АЗС действуют сегодня и как им соответствовать — отвечают сотрудники «ПожСистемСтрой».

Нормативные документы

Первое, что должно быть на АЗС — не вкусные хот-доги и чистые туалеты, а внушительный список бумаг. Зачем он нужен? Вся эта документация пригодится при проверках МЧС, для оперативного уточнения и получения информации и, конечно, для контроля пожарной безопасности на АЗС. Что входит в список:

  • регистрационные документы владельца;
  • лицензия или заверенная копия на деятельность АЗС;
  • паспорт заправки с технологической и электрической схемами, планами молниезащиты и заземления;
  • правила технической эксплуатации АЗС;
  • паспорта на резервуары;
  • документы на топливные и маслораздаточные колонки, журналы учета работы ТРК (МРК);
  • план эвакуации;
  • инструкции по охране труда, пожарной безопасности и действиях при ЧС, использованию очистных сооружений;
  • документы на систему вентиляции и кондиционирования воздуха, водоснабжения, отопления, электродвигателей, насосов и т. д.;
  • должностные инструкции работников АЗС;
  • журнал учета поступления нефтепродуктов и ремонта оборудования;
  • протоколы прошлых проверок;
  • книга жалоб и предложений;
  • прайс на услуги и товары;
  • сертификаты качества на реализуемую продукцию;
  • приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность на АЗС;
  • регистрационный номер от налоговой для кассового аппарата.

Кроме того, владелец может сделать опись ценного имущества и предоставить результаты пожарного аудита — неофициальной проверки, которая помогает выявить и исправить недочеты до того, как их найдут инспекторы МЧС и выпишут штраф.

Основные требования пожарной безопасности

Согласно приказу МЧС России от 05.05.2014 № 221, утвержден свод правил 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», действующий с 1 июля 2014 г.

В нем содержатся нормативы по облицовке и планировке зданий, средствам пожаротушения, расположению эвакуационных выходов, а также действиям персонала при ЧС. Разберемся подробнее с главными требованиями.

Противопожарные преграды

Автомобильные заправочные станции должны быть спроектированы согласно требованиям пожарной безопасности, с учетом расположения топливных колонок, автомобилей, хозяйственных строений и прочего. Территорию АЗС необходимо обозначить дорожными знаками, обеспечить свободный подъезд ко всем топливораздаточным колонкам. И не забыть про ровное твердое покрытие.

Немаловажное требование — противопожарные преграды. При строительстве АЗС нужно учесть безопасные расстояния от резервуаров с топливом до ближайших объектов, которые могут загореться. Подробные нормативы приведены в таблице:

Наименование объекта Противопожарные расстояния от автозаправочных станций с подземными резервуарами, м Противопожарные расстояния автозаправочных станций надземными резервуарами, м
с общей вместимостью более 20 м куб. с общей вместимостью не более 20 м куб.
Производственные, складские и административно-бытовые здания и строения промышленных организаций 15 25 25
Лесные массивы:
хвойных и смешанных пород 25 40 30
лиственных пород 10 15 12
Жилые и общественные здания 25 50 40
Места массового пребывания людей 25 50 50
Индивидуальные гаражи и открытые стоянки 18 30 20
Торговые киоски 20 25 25
Автомобильные дороги общей сети (край проезжей части):
I, II и III категорий 12 20 15
IV и V категорий 9 12 9
Маршруты электрифицированного городского транспорта до контактной сети 15 20 20
Железные дороги общей сети (до подошвы насыпи или бровки выемки) 25 30 30
Очистные канализационные сооружения и насосные станции, не относящиеся к АЗС 15 30 25
Технологические установки категорий АН, БН, ГН, здания и сооружения с наличием радиоактивных и вредных веществ I и II классов опасности 100
Склады лесных материалов, торфа, волокнистых горючих веществ, сена, соломы, а также участки открытого залегания торфа 20 40 30

Кроме расстояний, важно выдержать и другие нормативы к противопожарным преградам. Например, между АЗС и лесным массивом должна пролегать асфальтированная полоса, либо вспаханная земля шириной не менее 5 м.

Строения на территории заправки должны быть одноэтажными и относиться к 1,2 или 3 степеням огнестойкости класса С0 и С1. Однако допустимо и двухэтажное здание, но при условии, что оно относится к 1 или 2 степени класса С0, а его площадь не превышает 150 кв. метров. При этом в строении нельзя размещать склад горючих и легковоспламеняющихся веществ.

Средства и системы пожаротушения

Любая АЗС должна быть оснащена ручными и передвижными воздушно-пенными огнетушителями. Если на заправке используются АЦ без донного клапана — нужно обеспечить станцию передвижными воздушно-пенными огнетушителями вместимостью не менее 100 л.

Выбрать и рассчитать количество средств тушения поможет общий метраж помещения, покрывающая способность баллона и класс пожара горючих веществ, используемых в здании.

Следовательно, расчет средств пожаротушения примерно такой.

Для АЗС, обслуживающей легковые автомобили до 4 ТРК:

  • 1 воздушно-пенный огнетушитель (вместимостью 10 л или массой огнетушащего вещества (далее – ОТВ) 9 кг);
  • 1 порошковый огнетушитель (вместимостью 5 л или массой ОТВ 4 кг).

Для АЗС от 4 до 8 ТРК:

  • 2 воздушно-пенных огнетушителя (вместимостью по 10 л или массой ОТВ по 9 кг);
  • 2 порошковых огнетушителя (вместимостью по 5 л или массой ОТВ по 4 кг).

Огнетушитель должен находиться неподалеку от заправочной колонки, можно разместить один огнетушитель на две соседние колонки. Расстояние между ними не должно быть более 6 м.

АЗС для заправки грузовых машин, общественного транспорта и крупногабаритной техники:

  • 2 передвижных порошковых огнетушителя (вместимостью не менее 50 л каждый);
  • ручные воздушно-пенные огнетушители в количестве, предусмотренном на заправочные островки для легковых автомобилей.

На каждую заправочную площадку для АЦ требуется:

  • 2 передвижных порошковых огнетушителя (вместимостью 50 л каждый).

Места размещения огнетушителей должны обозначаться соответствующими знаками и отображаться на плане здания.

Эвакуационные выходы, действия персонала

Эвакуационные пути должны быть разработаны и размещены согласно СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы». На протяжении всего маршрута необходимо установить светодиодные указатели, а выход должен обозначаться специальным знаком.

Недопустимо:

  • ставить на аварийной двери замок, закрывающийся на ключ, заваливать проход какими-либо предметами, осуществлять перепланировку здания без согласования МЧС;
  • иметь в здании только один вход;
  • заваривать пожарные люки, держать лестницы без ступеней;
  • устраивать склад горючих веществ в подвале.

Подробнее о требованиях к планированию эвакуационных путей читайте в отдельной статье.

Все сотрудники должны проходить инструктаж и учения, как действовать при пожаре, каждые полгода. Для фиксации этих событий необходимо завести специальный журнал инструктажей, в который заносится отчет о проведении с датой и подписями всех участников.

Что запрещается, кто несет ответственность и какую

Чтобы не возникло возгорание, на АЗС нужно руководствоваться следующими правилами:

  1. Не заправлять машины с включенным двигателем.
  2. Не проезжать над подземными резервуарами, если об этом не прописано в ТУ и ТЭД на применяемую технологическую систему.
  3. Не заправлять транспорт во время грозы или при проявлении атмосферных разрядов.
  4. Не работать в промасленной одежде.
  5. Не заправлять транспорт с опасными грузами классов 1–9 (взрывчатые, ядовитые и радиоактивные вещества, сжатые и сжиженные горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости и материалы).
  6. Запретить въезд техники без искрогасителей.
  7. Не производить на территории ремонт, не связанный с оборудованием АЗС или с ее строениями.

Для контроля исполнения всех правил и отслеживания рабочего состояния средств пожаротушения, включая вентиляцию, системы оповещения и прочее, назначается ответственное лицо. Оно принимает проверяющие органы, предоставляет всю требуемую документацию, а в случае пожара — отвечает первым после руководителя компании.

В зависимости от выявленных нарушений, инспектор может сделать предупреждение, выписать штраф, приостановить деятельность организации на 90 дней. В случае же пожара с жертвами возможно уголовное преследование.

Кто проводит проверки и кто может с этим помочь

Согласно плану, проверка организаций осуществляется раз в несколько лет. Однако можно оградить себя от штрафов, пригласив для пожарного аудита частную аккредитованную организацию, которая, как и инспектор, выявит все мелочи и нарушения и поможет их устранить.

Результаты аудита оформляются в протокол, который содержит в себе все рекомендации и носит сугубо конфиденциальный характер. Добровольный аудит освобождает компанию от официальных проверок на 3 года.

Оценив АЗС с помощью «ПожСистемСтрой», вы будете уверены в своем помещении и спокойно примете официального инспектора. Рассчитайте пожарные риски уже сейчас, вы обезопасите свой бизнес от непредвиденных обстоятельств!

Просто заполните форму обратной связи, мы перезвоним в ближайшее время.

Требования пожарной безопасности к автозаправочным станциям

Современные автомобильные заправочные станции давно перестали быть местом, где можно заправить свой автомобиль топливом, сейчас они превратились в многофункциональные комплексы обслуживания, где можно перекусить в кафе, купить сопутствующие товары, подкачать шины. Вместе с тем, особенности работы АЗС, включающие в себя резервуары с моторным топливом, заставляет более внимательно относится к обеспечению пожарной безопасности на данном виде объектов.

Приказом МЧС России от 05.05.2014 № 221 утвержден и введен в действие СП 156.13130.2014. Свод правил. Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности». Применение данного свода правил обеспечивает соблюдение требований, установленных Федеральным законом от 22.07.2008 № 123‑ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

При проектировании АЗС следует предусматривать применение серийно выпускаемых технологических систем АЗС, имеющих техническую документацию.

Техническая документация на технологическую систему АЗС должна содержать требования к технологическому оборудованию, зданиям и сооружениям АЗС, их пожаробезопасной эксплуатации (в том числе к проведению регламентных и ремонтных работ, действиям персонала в случае возникновения пожароопасных ситуаций и пожаров), сведения о конструкции технологической системы, технологических параметрах, организационно-технических условиях интеграции с технологически связанными производственными объектами (при наличии), сроке службы и гарантийных обязательствах поставщика технологической системы АЗС. Требования должны быть сформулированы с учетом специфики используемого технологического оборудования.

Не допускается размещение АЗС на путепроводах и под ними.

На АЗС могут размещаться здания, сооружения и помещения для оборудования технологической системы АЗС, котельной, а также административные и бытовые здания (помещения) для персонала АЗС: операторная, администрации, приема пищи, службы охраны, санузлы, кладовые для спецодежды, инструмента, запасных деталей, приборов и оборудования.

Для защиты от воздействия пожара резервуаров (трубопроводов), полностью или частично расположенных над поверхностью земли, позволяющей приравнивать их к подземным, допускается применять поверхностную огнезащиту, выполненную из негорючих материалов и обеспечивающую целостность указанных резервуаров (трубопроводов) при воздействии на них возможного пожара в течение времени не менее 60 минут, а также работоспособность оборудования, необходимого для их безопасного опорожнения от топлива и его паров. Поверхностная огнезащита должна выполняться стойкой как к воздействию огня, так и к воздействию воды при тушении пожара.

В помещениях сервисного обслуживания транспортных средств не допускается предусматривать технологические процессы, в которых обращаются горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости, а также горючие пыли.

При расположении помещений различного функционального назначения (помещение сервисного обслуживания водителей и пассажиров, помещение сервисного обслуживания транспортных средств или помещение для персонала АЗС) в одном здании минимальные расстояния определяются до ближайшей перегородки, стены и проема в стене помещения как до здания того же функционального назначения. При этом расстояния от зданий (помещений) для персонала АЗС, сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств до объектов, не относящихся к АЗС, определяются по другим нормативным документам по пожарной безопасности.

Здания и сооружения, расположенные на территории АЗС, должны быть одноэтажные, I, II или III степени огнестойкости класса С0 или С1, или IV степени огнестойкости класса С0. Допускается проектирование двухэтажных зданий I или II степени огнестойкости класса С0 общей площадью не более 150 м2, в которых отсутствуют складские помещения для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

Помещения для персонала АЗС, включая операторную, допускается предусматривать в зданиях сервисного обслуживания водителей, пассажиров или их транспортных средств. При этом указанные помещения должны быть выполнены в конструкциях, соответствующих степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности основного здания, отделяться от помещений сервисного обслуживания водителей, пассажиров или их транспортных средств противопожарными перегородками первого типа и перекрытиями третьего типа.

Читайте также  Что такое тепловое реле и для чего оно нужно?

В зданиях сервисного обслуживания транспортных средств допускается предусматривать не более трех постов технического обслуживания. Помещения различной функциональной пожарной опасности должны разделяться противопожарными перегородками первого типа.

В зданиях АЗС запрещается предусматривать помещения для проведения огневых и сварочных работ.

Помещения категорий В1 — В3, а также кладовые магазина для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей следует размещать у наружных стен зданий с оконными проемами.

Навесы должны быть выполнены из негорючих материалов. В покрытии (за исключением несущих конструкций) навесов высотой не менее 4 м над заправочными островками для легковых автомобилей допускается использование материалов группы горючести Г1 — Г2.

Устройство навесов над площадками для АЦ и над надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива, СУГ и СПГ не допускается.

При наличии ограждения территории АЗС или территории отдельной площадки (площадок) на АЗС оно должно быть выполнено из негорючих материалов и не препятствовать свободному проветриванию.

Не допускается озеленение территории АЗС кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хлопья, волокнистые вещества или опушенные семена.

Движение транспортных средств по территории АЗС должно быть односторонним. Въезд на территорию АЗС и выезд с нее должны быть раздельными.

Покрытие проездов, заправочных островков и площадок для АЦ должно проектироваться стойким к воздействию нефтепродуктов.

ТРК и раздаточные колонки, блоки и контейнеры хранения жидкого моторного топлива на блочных и контейнерных АЗС, технологические системы передвижных АЗС должны быть защищены от повреждения транспортными средствами, специально предусмотренными для этого устройствами и/или сооружениями.

Электроснабжение систем противоаварийной защиты должно соответствовать первой категории надежности в соответствии с ПУЭ.

Монтаж системы молниезащиты, заземления и защиты от статического электричества следует проводить до начала пусконаладочных испытаний технологических систем АЗС.

Предусматривать на АЗС воздушные линии электропередач не допускается.

АЗС должны быть оснащены телефонной или радиосвязью, а также системой громкоговорящей связи.

Для целей пожаротушения АЗС следует предусматривать:

первичные средства пожаротушения;

стационарные установки пожаротушения (в том числе автоматические);

наружный противопожарный водопровод или водоем (резервуар).

Наружное пожаротушение АЗС должно осуществляться не менее чем от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема (резервуара), которые должны быть расположены на расстоянии не более 200 м от АЗС.

Расход воды на пожаротушение зданий АЗС определяется в соответствии с другими нормативными документами по пожарной безопасности (для зданий сервисного обслуживания водителей и пассажиров, а также зданий для персонала АЗС как для общественных зданий, для зданий сервисного обслуживания транспортных средств как для производственных зданий).

Общий расход воды на охлаждение надземных резервуаров (сосудов) следует принимать не менее 15 литров в секунду.

Торговый зал магазина по продаже ЛВЖ и ГЖ должен быть оборудован автоматическими установками пожаротушения, если количество и способ размещения в нем пожарной нагрузки соответствует количеству и способу размещения пожарной нагрузки в помещении категорий В1 или В2 по пожарной опасности.

Отдел пожарного контроля ГБУ «ЦЭИИС», при проведении проверок противопожарного состояния автозаправочных станций, особое внимание уделяет соответствию применяемых строительных материалов и монтажу автоматических систем противопожарной защиты требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации по пожарной безопасности.

Начальник отдела пожарного контроля ГБУ «ЦЭИС» Григорьев Д.В.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Пожарная безопасность на современных АЗС

Потери государства от происходящих серьёзных бедствий в виде пожаров в настоящее время являются очень значительными, обладающими тенденцией к дальнейшему неумолимому росту. Особенно опасными с такой точки зрения являются современные автозаправочные станции. Большая часть российских АЗС относится к частной собственности, поэтому их безопасность зависит от осознания владельцем важности соблюдения правил противопожарной безопасности.

Разработка правил под виды построек

Объёмы размещённого топлива, хранящегося на таких заправках, часто достигают многих десятков кубических метров, а результаты проведённых проверок выявляют нарушения разработанных правил противопожарной безопасности. Поэтому контроль со стороны государственных органов является неусыпным.

Современные автозаправки считаются объектами с достаточно высоким риском появления пожара, что говорит о повышенном внимании составлению, а также последующему соблюдению всех правил разработанной безопасности.

Подготовленная инструкция по такой безопасности, созданная для современных АЗС, состоит из достаточно большого числа пунктов, предъявляемых для изучения каждому из сотрудников, действующих на этом серьёзном объекте.

Современные заправочные станции являются большими комплексами с расположенными на их территории различными по назначению и функциональности строениями и объектами. Это могут быть подземные просторные вместилища для хранения топлива, специальные колонки для его разлива, площадка под размещение автоцистерн, заправленных топливом.

Также на территории заправочных станций размещаются здания и постройки для персонала, автотранспортная стоянка, действующая на дизельном топливе котельная и различные виды очистительных сооружений.

Каждый из подобных объектов обязательно учитывается при создании правил соблюдения безопасности для современных станций, нормами которых предусматриваются допускаемые противопожарные расстояния между данными сооружениями.

Инструкция по соблюдению пожарной безопасности для таких объектов должна составляться чётко с охватыванием всего спектра работ, затрагивать каждого из сотрудников, территорию автозаправки, а также поведение водителей. Инструкции по противопожарной безопасности обладают значительными отличиями для современных станций различных типов.

Так, станции, относящиеся к стационарным, оснащены расположенными подземными резервуарами с размещёнными независимыми подающими топливными колонками. Блочные станции являются похожими на стационарные, но их колонки размещаются над подземными хранилищами топлива.

Современные станции мобильного вида оснащены надземными просторными резервуарами, размещёнными совместно с колонками и остальным важным оборудованием прямо на общей платформе. Автозаправочные станции передвижного типа являются мобильной крупной установкой, размещённой на определённом транспортном перемещающемся средстве.

Соблюдение разработанных норм действующим персоналом станции контролируется в ходе проведения регулярных видов инспекционных проводимых проверок с обязательным изучением следующей присутствующей в наличии документации:

  • планировка автозаправочной станции с обязательным указанием всех расположенных на территории строений;
  • сертификаты, важные лицензии, а также полученные разрешения на проведение работы с размещёнными горючими материалами;
  • разрешительная документация на эксплуатацию различного оборудования;
  • разработанные планы эвакуации людей и находящихся автомобилей, быстрой ликвидации возникшего огня, а также схемы размещённых вблизи источников воды;
  • инструкции по соблюдению пожарной разработанной безопасности;
  • графики проверок и журнал учёта.

Инструкция

При составлении инструкции по противопожарной безопасности современных автозаправок обязательно учитываются различные факторы, например, порядок на территории такой станции, выполнение конкретных видов мероприятий по такой безопасности, а также соблюдение правил хранения и грамотной эксплуатации топливных материалов.

В инструкции предусмотрены специальные виды форм, в которых несущее ответственность за пожарную безопасность лицо каждый день вносит результаты проведённого осмотра всех помещений станции при завершении рабочего дня.

В подобной инструкции предусмотрен раздел с обязательным месторасположением всех опасных располагающихся на станции участков, таких, как отведённые места для курящих, места для работы с открытым пламенем, а также проездные пути для автотранспорта.

Также в инструкции точно оговорены правила по допускаемому хранению, последующей работе с размещёнными на станции горючими материалами, содержанию и нормальному хранению выдаваемой работникам одежды, а также графику проведения уборки различных отходов с территории, которые могут вызвать пожар.

Раздел, затрагивающий действия всех работников станции при возникновении возгорания, является очень обширным и изучается всеми лицами, работающими на станции.

Правила безопасности

Разработанными противопожарными правилами на современных автозаправочных размещённых станциях запрещается:

  • заправка автомобильного транспорта с включённым мотором;
  • проезд транспорта над расположенными подземными топливными хранилищами;
  • работа с риском возникновения заискрения;
  • заправка транспорта с пассажирами в салоне за исключением легковых автомобилей;
  • заправка транспорта с провозом взрывчатых, а также воспламеняющихся горючих материалов;
  • заезд на станцию тракторов без установленных искрогасителей при проведении работ с хранящимся топливом;
  • ремонт, который не является каким-либо образом связанным с устранением неисправностей размещённых зданий автозаправочной станции.

Заправка автомобильных средств осуществляется с обязательным соблюдением следующих важных разработанных правил:

  • мототехника размещается на расстоянии, составляющем не менее 15 метров от раздающего комплекса. Подача топлива в передающие колонки осуществляется лишь при заглушённом двигателе;
  • автомобили обязательно подаются собственным ходом;
  • загрязнённые участки от топлива, а также нефтепродуктов на поверхности транспорта до заправления вытираются обязательно досуха;
  • пролитые на землю нефтепродукты немедленно посыпаются песком, в дальнейшем собираемым и вывозимым за станцию;
  • стоящие в порядке очереди на заправку автомобили располагаются на расстоянии, составляющем не менее 1 метра друг за другом.

Точное и эффективное соблюдение разработанных правил, различных инструкций, а также норм на современной АЗС является долгом каждого из автомобилистов, работников действующей станции. Грамотная разработка вполне доступных для каждого правил, а также адекватных понятных инструкций по такой безопасности считается делом, с которым в полной мере могут отлично справиться только высококвалифицированные специалисты.

НПБ 111-98 => Министерство внутренних дел российской федерации. Государственная противопожарная служба. Нормы пожарной безопасности.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ.

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

CAR REFUELING STATIONS. FIRE SAFETY REQUIREMENTS *

НПБ 111-98*

Дата введения в действие 01.05.1998 г.

Разработаны Федеральным государственным учреждением «Всероссийский ордена “Знак Почета” научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ФГУ ВНИИПО МВД России) (А.Я. Корольченко, Ю.Н. Шебеко, В.Л. Малкин, И.М. Смолин, В.А. Колосов, Е.В. Смирнов, Д.М. Гордиенко), нормативно-техническим отделом Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУГПС МВД России) (В.Е. Татаров, Ю.Д. Сергеев) и Академией ГПС МВД России (В.В. Рубцов, А.С. Андросов, В.П. Назаров).

Внесены и подготовлены к утверждению нормативно-техническим отделом ГУГПС МВД России.

Утверждены и введены в действие главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору.

Согласованы с Госстроем России (письмо от 30.12.1997 г. № 13-831).

Введены в действие приказом ГУГПС МВД России от 23.03.1998 г. № 25.

Подготовлены с учетом Изменения № 1, утвержденного и введенного в действие с 01.11.1999 г. приказом ГУГПС МВД России от 02.07.1999 г. № 53, согласованного с Госстроем России (письмо от 28.12.1998 г. № 09-689), Изменения № 2, утвержденного и введенного в действие приказом ГУГПС МВД России от 08.11.2000 г. № 66, согласованного с Госстроем России (письмо от 11.09.2000 г. № 9-18/419) и с Госгортехнадзором России (письмо от 29.11.2000 г. № 03-35/406), Изменения № 3, утвержденного и введенного в действие приказом ГУГПС МВД России от 20.07.2001 г. № 47, Изменения № 4, утвержденного и введенного в действие приказом ГУГПС МЧС России от 23.05.2002 г. № 17.

Вводятся взамен НПБ 102-95.

I. Общие положения

1 * . Настоящие нормы устанавливают требования пожарной безопасности, предъявляемые к технологическому оборудованию, строительной части, размещению и генеральным планам автозаправочных станций (АЗС), ограниченных принятой в настоящих нормах классификацией и предназначенных для приема, хранения и заправки наземных транспортных средств моторным топливом. Нормы не распространяются на автомобильные газозаправочные станции, эксплуатирующиеся в качестве топливозаправочных пунктов газонаполнительных станций и пунктов, а также на автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, эксплуатирующиеся в качестве топливозаправочных пунктов производственных предприятий газовой промышленности.

2 * . В настоящих нормах принята следующая классификация АЗС.

Многотопливная автозаправочная станция — АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный углеводородный газ (сжиженный пропан-бутан) и сжатый природный газ.

Топливозаправочный пункт — АЗС, размещаемая на территории предприятия и предназначенная для заправки только транспортных средств этого предприятия.

Традиционная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система 1 которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с топливораздаточными колонками (ТРК).

* Звездочкой помечены пункты, в которые внесены изменения.

1 Термины и определения приведены в обязательном приложении 1.

Блочная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.

Модульная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.

Читайте также  Противопожарные перегородки из стекла

Контейнерная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

Передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива (ПАЗС) — АЗС, предназначенная для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.

Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжатым природным газом.

Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжиженным углеводородным газом.

Передвижная автомобильная газонаполнительная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств компримированным природным газом, характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения компримированного природного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение сосудов указанного блока топливом на территории этой АЗС.

Передвижная автомобильная газозаправочная станция — АГЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения сжиженного углеводородного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение резервуаров указанного блока топливом на территории АГЗС.

3 * . При проектировании АЗС следует предусматривать применение серийно выпускаемых технологических систем для приема, хранения и выдачи топлива, имеющих технико-эксплуатационную документацию (ТЭД), согласованную в порядке, установленном НПБ 03-93.

4. ТЭД должна содержать требования к зданиям и сооружениям АЗС, их пожаробезопасной эксплуатации (в том числе к проведению регламентных и ремонтных работ, действиям персонала в случае возникновения пожароопасных ситуаций и пожаров), а также сведения о конструкции технологической системы, технологических параметрах, сроке службы и гарантийных обязательствах завода-изготовителя. Требования должны быть сформулированы с учетом специфики используемого технологического оборудования.

5 * . Требования пожарной безопасности, предъявляемые к топливозаправочным пунктам, следует уточнять в соответствии с обязательным приложением 2, к передвижным АЗС жидкого моторного топлива — приложением 3, к многотопливным АЗС, АГНКС и АГЗС — приложением 6.

При проектировании, строительстве и реконструкции АЗС наряду с требованиями пожарной безопасности следует учитывать требования взрывобезопасности, газобезопасности, экологической безопасности и другие требования, регламентированные действующими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.

6. Исключен (Изм. № 4).

II. Требования к размещению

7. Выбор земельного участка (площадки) для строительства АЗС должен осуществляться с учетом положений НПБ 02-93.

8. АЗС должна располагаться преимущественно с подветренной стороны ветров преобладающего направления (по годовой “розе ветров”) по отношению к жилым, производственным и общественным зданиям (сооружениям).

Не допускается размещение АЗС на путепроводах и под ними, а также на плавсредствах.

9. Планировка АЗС с учетом размещения на ее территории зданий и сооружений должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы.

На въезде и выезде с территории АЗС необходимо выполнять пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС.

10 * . При размещении АЗС минимальные расстояния следует определять:

от стенок резервуаров (сосудов) для хранения топлива и аварийных резервуаров, наземного и надземного оборудования, в котором обращается топливо и/или его пары, корпуса ТРК и раздаточных колонок СУГ или сжатого природного газа, границ площадок для автоцистерны (АЦ) и технологических колодцев, от стенок технологического оборудования очистных сооружений, от границ площадок для стоянки транспортных средств и от наружных стен и конструкций зданий АЗС. Расстояния от зданий (помещений) для персонала АЗС, сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств до объектов, не относящихся к АЗС, настоящими нормами не регламентируются;

до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром, одноквартирных жилых зданий, а для жилых и общественных зданий другого назначения — до окон (дверей);

до ближайшей стены (перегородки) помещения (при расположении помещений различного функционального назначения в одном здании).

Минимальные расстояния до автомобильных дорог и улиц населенных пунктов определяются в зависимости от их категории по СНиП 2.07.01-89 * , а именно:

до магистральных дорог и магистральных улиц общегородского значения как для автомобильных дорог общей сети I, II и III категорий;

до поселковых дорог, магистральных улиц районного значения, главных улиц и основных улиц в жилой застройке сельских поселений как для автомобильных дорог общей сети IV и V категорий;

до остальных дорог и улиц — не нормируются.

11 * . АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива подразделяют на два типа:

тип А — общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС более 20 м 3 ;

тип Б — общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не более 20 м 3 .

Общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не должна превышать 40 м 3 при ее размещении на территории населенных пунктов и 60 м 3 — вне населенных пунктов.

Единичная емкость резервуаров или камер (при использовании многокамерного резервуара с двойными перегородками между камерами) АЗС, расположенных на территории населенных пунктов, не должна превышать 10 м 3 , а вне населенных пунктов — 20 м 3 .

Величины общей вместимости и единичной емкости резервуаров модульной АЗС (в том числе величина, разделяющая АЗС на типы А и Б) допускается увеличивать не более чем в 2 раза.

При использовании одностенных надземных резервуаров для хранения жидкого моторного топлива указанные параметры вместимостей следует уточнять в соответствии с обязательным приложением 4.

12 * . Минимальные расстояния от АЗС жидкого моторного топлива до объектов, к ней не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1

Наименование объектов, до которых определяется расстояние

Расстояние от АЗС с подземными резервуарами, м

Расстояние от АЗС с надземными резервуарами, м

Производственные, складские и административно-бытовые здания и сооружения промышленных предприятий (за исключением указанных в строке 10)

IV. «НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» (утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25) (ред. от 23.05.2002)

IV. Требования к средствам противопожарной защиты многотопливных АЗС, АГНКС и АГЗС

IV. Требования к средствам противопожарной
защиты многотопливных АЗС, АГНКС и АГЗС

22. Многотопливные АЗС, независимо от места их размещения, должны быть оснащены наружным противопожарным водопроводом.

АЗС, на которых осуществляется заправка транспортных средств СУГ, должны быть оснащены противопожарным водопроводом высокого давления.

23. По согласованию с территориальными подразделениями ГПС подача воды на наружное пожаротушение и орошение может осуществляться посредством насосной станции пожаротушения от противопожарных водоемов или резервуаров общей вместимостью не менее 200 куб. м, расположенных от АЗС на расстоянии не более чем 200 м. Время восстановления после пожара неприкосновенного запаса воды не должно превышать 24 ч.

24. Для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке и автоцистерны с СУГ в случае пожара следует предусматривать устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования. Системы водяного орошения должны быть подключены к противопожарному водопроводу АЗС с дистанционным пуском из помещения операторной.

Размещение и конструктивное исполнение системы водяного орошения должно обеспечивать ее устойчивость к тепловому излучению пожара.

25. Расход воды на наружное пожаротушение многотопливной АЗС определяется расчетом как суммарный расход воды, включающий в себя максимальное из значений расхода на пожаротушение зданий и общий расход воды на охлаждение АЦ, наземно расположенного оборудования с СУГ и сжатым природным газом.

Интенсивность подачи воды на охлаждение АЦ и наземно расположенного оборудования с СУГ и сжатым природным газом следует принимать:

— для поверхности АЦ — 0,1 л/с на 1 кв. м защищаемой поверхности;

— для мест расположения функционального оборудования, включая емкости, баллоны, штуцеры и предохранительные клапаны, узлы отключающей арматуры, трубопроводы и оборудование насосной — 0,5 л/с на 1 кв. м защищаемой поверхности.

Расчетное время подачи воды на охлаждение следует принимать не менее 60 мин.

26. Помещения, в которых обращается сжатый природный газ и СУГ, должны оборудоваться автоматической пожарной сигнализацией.

27. При срабатывании пожарной сигнализации в помещении АЗС должны быть обеспечены в автоматическом режиме:

— подача сигнала о пожаре в помещение операторной с круглосуточным пребыванием в нем персонала АЗС;

— прекращение операций по наполнению резервуаров (сосудов) топливом;

— перекрытие запорной арматуры на трубопроводах подачи СУГ в резервуар и паров СУГ в свободное пространство АЦ;

— отключение всех топливораздаточных колонок и компрессорного оборудования.

28. Исключен. — Изменение N 2, утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 08.11.2000 N 66.

V*. Специфические требования к АГЗС с одностенными резервуарами

28. На АГЗС с одностенными резервуарами не допускается размещать здания и сооружения сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств, за исключением магазина сопутствующих товаров без торгового зала.

29. Здания АГЗС с одностенными резервуарами должны быть I или II степени огнестойкости класса С0 или С1.

30. Исключен. — Изменение N 4, утв. Приказом ГУГПС МЧС РФ от 23.05.2002 N 17.

31. Минимальные расстояния от АГЗС с одностенными резервуарами до объектов, к ней не относящихся, а также до зданий и сооружений предприятия, на котором она эксплуатируется в качестве топливозаправочного пункта, принимаются по таблице П.6.4.

Примечание. Минимальные расстояния от АГЗС с подземными одностенными резервуарами до зданий и сооружений предприятия, на котором она эксплуатируется в качестве топливозаправочного пункта, допускается принимать в соответствии с таблицей П.6.3 при условии, если в конструкции ее технологической системы предусмотрены дистанционные (из операторной или другого безопасного места) перекрытие первой от резервуаров запорной арматуры на подводящих и отводящих к ним трубопроводах СУГ и его паров, а также аварийных сброс из надземных участков указанных трубопроводов избыточного давления паров СУГ на сбросные трубы.

32. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями АГЗС с одностенными резервуарами следует принимать по таблице П.6.2. Минимальные расстояния до надземных резервуаров хранения СУГ следует увеличивать на 50% по сравнению с расстояниями до подземных резервуаров, указанными в таблице П.6.2. Расстояния между надземными резервуарами должны быть не менее 20 м.

33. Ввод трубопроводов, штуцеров и патрубков в резервуары для хранения СУГ должен осуществляться в местах, расположенных выше номинального уровня их заполнения.

Допускается предусматривать ввод трубопроводов ниже номинального уровня заполнения резервуаров при условии оборудования указанных вводов устройствами:

автоматически предотвращающими выход СУГ из резервуара при аварийных расходах газа по указанным трубопроводам;

обеспечивающими безопасное перекрытие трубопроводов;

защищенными от механических повреждений и воздействия пламени, способных привести к их отказу;

отвечающими требованиям п. 19.9 приложения 6.

34. Трубопроводы с СУГ и его парами, проходящие по территории АГЗС, на которой предусматривается присутствие водителей, допускается размещать выше уровня планировочной площадки и выполнять одностенными при защите указанных трубопроводов теплоизоляцией, отвечающей требованиям п. 20 настоящих норм, обеспечения условий проветривания теплоизолированных трубопроводов и исключения возможности их повреждения транспортными средствами.

35. Общая вместимость резервуаров хранения СУГ не должна превышать 20 куб. м, единичная — 10 куб. м. Общую и единичную вместимость подземных резервуаров хранения СУГ на АГЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов, допускается увеличивать не более чем в 2 раза.

36. На АГЗС допускается не предусматривать:

оснащение площадки для АЦ по п. 14 приложения 6;

датчики довзрывоопасных концентраций на площадке для АЦ и заправочных островках по п. 20.9 приложения 6;

защиту сбросной трубы паров СУГ от воздействия пожара по п. 20.10 приложения 6;

системы водяного орошения технологического оборудования с СУГ по п. 24 приложения 6;

противопожарный водопровод высокого давления;

автоматическое предотвращение возможности наполнения резервуаров топливом по п. 19.3 приложения 6;

дистанционное и автоматическое опорожнение отсеченных с обеих сторон надземных трубопроводов от СУГ по п. 19.11* приложения 6.

Читайте также  Требования безопасности при развёртывании сил и средств

37. Подачу воды на наружное пожаротушение и охлаждение допускается осуществлять передвижной пожарной техникой от противопожарных водоемов или резервуаров вместимостью, определяемой расчетом исходя из интенсивностей и времени тушения и охлаждения по п. 25 приложения 6, но не менее 200 куб. м, расположенных от АГЗС на расстоянии не более 200 м.

Указанные водоемы или резервуары допускается не предусматривать при условии размещения АГЗС вне территории населенных пунктов и на расстояниях от окружающих объектов не менее 300 м.

Раздел VI. Специфические требования к передвижным автомобильным
газонаполнительным и газозаправочным станциям

39. Размещение и оснащение площадок передвижных автомобильных газонаполнительных и газозаправочных станций должно отвечать требованиям, предъявляемым к размещению и оснащению площадок стационарных автомобильных газонаполненных компрессорных и газозаправочных станций соответственно.

40. Расстояние от сосудов передвижной автомобильной газонаполнительной станции и резервуара передвижной автомобильной газозаправочной станции до раздаточных колонок не нормируется в случае, если ее технологическая система отвечает следующим требованиям:

— резервуар (сосуды) хранения газового топлива должен быть защищен от разгерметизации вследствие воздействия на него опасных факторов пожара транспортного средства с учетом возможного разрушения баллонов его топливной системы в той степени, как и при подземном расположении резервуара (сосудов);

— уплотнения в разъемных соединениях, расположенных между резервуаром передвижной автомобильной газозаправочной станции и первой запорной арматурой, обеспечивающей перекрытие места выхода СУГ и его паров из указанного резервуара в окружающее пространство, должны быть дублированы. Эти соединения должны быть оснащены системой постоянного автоматического контроля герметичности пространства между дублирующими друг друга уплотнениями, обеспечивающей при его разгерметизации автоматические сигнализацию персоналу АГЗС, перекрытие отходящих от резервуара трубопроводов, отключение насосов СУГ и раздаточных колонок;

— резервуар передвижной автомобильной газозаправочной станции должен быть оснащен устройствами, автоматически предотвращающими выход из него СУГ и его паров через трубопроводы выдачи и возврата паровой фазы СУГ при аварийных расходах газа по указанным трубопроводам;

— резервуар передвижной автомобильной газозаправочной станции должен быть оснащен устройствами, обеспечивающими при включении ее автомобильного двигателя автоматическое отключение насосов СУГ и раздаточных колонок, перекрытие трубопроводов выдачи СУГ и возврата паров СУГ из раздаточных колонок. При этом следует обеспечить возможность перекрытия указанных устройств, отключение насосов СУГ и раздаточных колонок из безопасного места;

— технологическая система передвижной газонаполнительной станции должна обеспечивать возможность дистанционного (не требующего присутствия людей в зоне загазованности парами СУГ с концентрацией выше 20% от НКПР) сброса избыточного давления природного газа из ее оборудования на сбросные трубы. Выпускное отверстие сбросной трубы должно располагаться выше транспортного средства, допускаемого к заправке, не менее чем на 1 м.

При этом конструкции передвижных автомобильных газонаполнительных и газозаправочных станций или способ их установки на площадках должны исключать возможность наезда транспортных средств на технологические системы указанных АЗС.

41. Установка защитного экрана у резервуара СУГ допускается не более чем с одной стороны. При этом между ними на высоте 50 — 100 мм от поверхности площадки передвижной АГЗС следует устанавливать датчики сигнализаторов довзрывоопасных концентраций, обеспечивающие при достижении концентрации паров СУГ величины, превышающей 20% от их нижнего концентрационного предела распространения пламени, автоматические сигнализацию персоналу АГЗС, перекрытие отходящих от резервуара трубопроводов, отключение насосов СУГ и раздаточных колонок. Защитный экран следует располагать, как правило, параллельно преобладающему направлению ветров (по годовой «розе ветров»).

42. Транспортные средства блоков хранения топлива передвижных автомобильных газонаполнительных и газозаправочных станций должны отвечать требованиям ДОПОГ.

НПБ 111-98*: «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»

(введены в действие приказом ГУГПС МВД РФ от 23 марта 1998 г. N 25) (с изм. и доп. от 2 февраля 1999 г., 8 ноября 2000 г., 20 июля 2001 г., 23 мая 2002 г.)

НПБ 111-98* скачали 10333 человека

Текст документа

Нормы пожарной безопасности НПБ 111-98*
«Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»
(введены в действие приказом ГУГПС МВД РФ от 23 марта 1998 г. N 25)
(с изм. и доп. от 2 февраля 1999 г., 8 ноября 2000 г., 20 июля 2001 г., 23 мая 2002 г.)

Car refueling stations. Fire safety requirements*

Взамен НПБ 102-95

Дата введения в действие 01.05.1998 г.

традиционных и блочных АЗС

и контейнерных АЗС

жидкого моторного топлива

станциям жидкого моторного топлива

топлива, на которых предусматривается применение

одностенных надземных резервуаров

одностенных резервуаров или межстенного пространства

АЗС, АГНКС и АГЗС

I. Общие положения

1*. Настоящие нормы устанавливают требования пожарной безопасности, предъявляемые к технологическому оборудованию, строительной части, размещению и генеральным планам автозаправочных станций (АЗС), ограниченных принятой в настоящих нормах классификацией и предназначенных для приема, хранения и заправки наземных транспортных средств моторным топливом. Нормы не распространяются на автомобильные газозаправочные станции, эксплуатирующиеся в качестве топливозаправочных пунктов газонаполнительных станций и пунктов, а также на автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, эксплуатирующиеся в качестве топливозаправочных пунктов производственных предприятий газовой промышленности.

2*. В настоящих нормах принята следующая классификация АЗС.

Многотопливная автозаправочная станция — АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный углеводородный газ (сжиженный пропан-бутан) и сжатый природный газ.

Топливозаправочный пункт — АЗС, размещаемая на территории предприятия и предназначенная для заправки только транспортных средств этого предприятия.

Традиционная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система* которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с топливораздаточными колонками (ТРК).

Блочная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.

Модульная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.

Контейнерная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

Передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива (ПАЗС) — АЗС, предназначенная для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.

Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжатым природным газом.

Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжиженным углеводородным газом.

Передвижная автомобильная газонаполнительная станция — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств компримированным природным газом, характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения компримированного природного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение сосудов указанного блока топливом на территории этой АЗС.

Передвижная автомобильная газозаправочная станция — АГЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения сжиженного углеводородного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение резервуаров указанного блока топливом на территории АГЗС.

3*. При проектировании АЗС следует предусматривать применение серийно выпускаемых технологических систем для приема, хранения и выдачи топлива, имеющих технико-эксплуатационную документацию (ТЭД), согласованную в порядке, установленном НПБ 03-93.

4. ТЭД должна содержать требования к зданиям и сооружениям АЗС, их пожаробезопасной эксплуатации (в том числе к проведению регламентных и ремонтных работ, действиям персонала в случае возникновения пожароопасных ситуаций и пожаров), а также сведения о конструкции технологической системы, технологических параметрах, сроке службы и гарантийных обязательствах завода-изготовителя. Требования должны быть сформулированы с учетом специфики используемого технологического оборудования.

5*. Требования пожарной безопасности, предъявляемые к топливозаправочным пунктам, следует уточнять в соответствии с обязательным приложением 2, к передвижным АЗС жидкого моторного топлива — приложением 3, к многотопливным АЗС, АГНКС и АГЗС — приложением 6.

При проектировании, строительстве и реконструкции АЗС наряду с требованиями пожарной безопасности следует учитывать требования взрывобезопасности, газобезопасности, экологической безопасности и другие требования, регламентированные действующими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.

6. Исключен (Изм. N 4).

II. Требования к размещению

7. Выбор земельного участка (площадки) для строительства АЗС должен осуществляться с учетом положений НПБ 02-93.

8. АЗС должна располагаться преимущественно с подветренной стороны ветров преобладающего направления (по годовой «розе ветров») по отношению к жилым, производственным и общественным зданиям (сооружениям).

Не допускается размещение АЗС на путепроводах и под ними, а также на плавсредствах.

9. Планировка АЗС с учетом размещения на ее территории зданий и сооружений должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы.

На въезде и выезде с территории АЗС необходимо выполнять пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС.

10*. При размещении АЗС минимальные расстояния следует определять:

от стенок резервуаров (сосудов) для хранения топлива и аварийных резервуаров, наземного и надземного оборудования, в котором обращается топливо и/или его пары, корпуса ТРК и раздаточных колонок СУГ или сжатого природного газа, границ площадок для автоцистерны (АЦ) и технологических колодцев, от стенок технологического оборудования очистных сооружений, от границ площадок для стоянки транспортных средств и от наружных стен и конструкций зданий АЗС. Расстояния от зданий (помещений) для персонала АЗС, сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств до объектов, не относящихся к АЗС, настоящими нормами не регламентируются;

до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром, одноквартирных жилых зданий, а для жилых и общественных зданий другого назначения — до окон (дверей);

до ближайшей стены (перегородки) помещения (при расположении помещений различного функционального назначения в одном здании).

Минимальные расстояния до автомобильных дорог и улиц населенных пунктов определяются в зависимости от их категории по СНиП 2.07.01-89*, а именно:

до магистральных дорог и магистральных улиц общегородского значения как для автомобильных дорог общей сети I, II и III категорий;

до поселковых дорог, магистральных улиц районного значения, главных улиц и основных улиц в жилой застройке сельских поселений как для автомобильных дорог общей сети IV и V категорий;

до остальных дорог и улиц — не нормируются.

11*. АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива подразделяют на два типа:

тип А — общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС более 20 м3;

тип Б — общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не более 20 м3.

Общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не должна превышать 40 м3 при ее размещении на территории населенных пунктов и 60 м3 — вне населенных пунктов.

Единичная емкость резервуаров или камер (при использовании многокамерного резервуара с двойными перегородками между камерами) АЗС, расположенных на территории населенных пунктов, не должна превышать 10 м3, а вне населенных пунктов — 20 м3.

Величины общей вместимости и единичной емкости резервуаров модульной АЗС (в том числе величина, разделяющая АЗС на типы А и Б) допускается увеличивать не более чем в 2 раза.

При использовании одностенных надземных резервуаров для хранения жидкого моторного топлива указанные параметры вместимостей следует уточнять в соответствии с обязательным приложением 4.

12*. Минимальные расстояния от АЗС жидкого моторного топлива до объектов, к ней не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей 1.

Алексей Бартош/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Gk-Rosenergo.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: